Ткани

изделия, образованные в процессе ткачества переплетением систем нитей. Все ткани принято классифицировать на бытовые и технические.
Обычно ткань образуется переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей основы (продольных нитей) и утка (поперечных нитей). В ткачестве  используются и иные системы переплетения, а также дополнительные системы нитей, служащие для образования ворса, петелек, узоров и т.д.
Ткани вырабатываются в виде полотен или штучных изделий (платки, скатерти, покрывала), имеют малую толщину (не более 5 мм.), ширину до 1,5 и иногда 2-х метров, длину до 20–40 метров.
Первые ткани имели простую структуру и вырабатывались полотняным переплетением.
На территории России люди научились вырабатывать ткани на последнем этапе каменного века. Находкам фрагментов тканей, обнаруженных близ Мурома, более 4 тыс. лет. В Государственном Историческом музее хранятся кусочки древней ткани красного цвета, обнаруженные в кургане на реке Кубань, датируемые 2000 г. днэ.
Более поздние находки из скифских погребений показывают, что скифы умели шить широкие и узкие рубахи, штаны из ткани, а сверху носили кожаную безрукавку. Скифская знать носила одежду из тонких тканей, украшавшихся вышивкой, нашивками, золотыми бляшками. В Чертолымском кургане обнаружены куски зелёных льняных, красных и коричневых шерстяных тканей, из которых изготавливалась нарядная одежда.
Художественные ткани — вид декоративно-прикладного искусства; ткацкие изделия (полотна), отличающиеся изысканной орнаментацией, красивым цветовым решением, тщательностью выработки.
Такие ткани вырабатываются вручную или машинным способом: в технике узорного ткачества, набойкой или вышивкой.
Художественное оформление тканей отражает стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных культур.
Высокой художественностью славятся с древних времён китайские шёлковые ткани с геометрическими и растительными узорами, иероглифами, символическими изображениями.
Высоко ценятся индийские хлопчатобумажные ткани с набивным рисунком и растительным орнаментом.
Знамениты иранские художественные ткани — шёлковые и «золотые» — объярь, атлас, бархат с орнаментами из стилизованных растений и фигур.
Великолепны турецкие атласы и бархаты XV–XVIII вв. с крупным узором.
Европейские художественные ткани акцентированы испанскими и итальянскими бархатами, венецианской камкой с мелким растительным узором, французскими тканями с узорами из цветов или жанровыми композициями.
Русское искусство художественных тканей датируется X в. (у северных славян узор крупный, геометрический, набивной на шерстяных тканях, а у кривичей узор в виде переплетения с мережкой).
Наряду с традиционной русской набойкой повсеместно распространены покрывала, скатерти, занавески, плахты и одежные ткани, выработанные узорным ткачеством.
В особую отрасль развилось с XVIII в. русское шелкоткацкое производство, которое знаменито парчой с крупными и мелкими цветочными узорами из букетов роз и других цветов.
Бытовые ткани — ткани, используемые для изготовления одежды и бытовых швейных изделий. Бытовые ткани вырабатываются практически из всех видов волокон и нитей.
По назначению бытовые ткани делят на бельевые, платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные и иные.
В зависимости от видов волокнистого состава ткани подразделяют на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шёлковые.
По структуре пряжи — на ткани из кардной, гребенной и аппаратной пряжи.
По характеру отделки — на суровые, отбелённые, гладкокрашенные, набивные, пестротканые, меланжевые, ворсовые.
По виду дополнительной обработки — на аппретированные, мерсеризованные, тиснёные, гофрированные, несминаемые, малоусадочные и иные.
По переплетению — на простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые.
Строение тканей характеризуется:
• толщиной нитей (оценивается линейной плотностью, т.е. массой 1 км. нити в граммах);
• видом переплетения нитей основы и утка;
• количеством нитей основы и нитей утка на 10 см.;
• фазой строения (соотношение изогнутости нитей основы и утка);
• показателями относительной плотности (заполнения и наполнения);
• опорной поверхностью (площадь фактического контакта ткани с плоскостью соприкасающейся поверхности);
• пористостью (объём, заполненный воздухом);
• поверхностной плотностью (масса 1 м2).
• фактурой (гладкая, рельефная, ворсовая).
Свойства тканей классифицируются на геометрические (толщина, ширина, длина), механические (прочность, растяжимость, жёсткость, драпируемость, несминаемость и т.д.), физические (проницаемость, поглощаемость, тепловые, оптические, электрические и т.д.), усадочные (способность изменять размеры при стирке, влажно-тепловой обработке), износостойкие (стойкость к истиранию, многократному растяжению, способность противостоять определённым разрушающим воздействиям), формовочные (способность образовывать и сохранять форму в одежде).
Однородные ткани — ткани, полученные из одного вида волокон или нитей, либо с примесью не более 10% других видов волокон или нитей.
Смешанные ткани — ткани, полученные из нескольких видов волокон или нитей.
Неоднородные ткани — ткани, в которых чередуются различные виды волокон или нитей.
Тканевый артикул — условный номер вида ткани, отличающегося от другого вида хотя бы одним показателем заправочных данных (толщина нитей, число их на единицу длины и ширины, переплетение и т.д.)
Лента (ткани) — узкое полотнище ткани шириной до 40 см.
Технические ткани — ткани, которые используют для изготовления гибких деталей машин, технических изделий.
Кордная прорезиненная ткань — ткань технического назначения, которая используется для каркасов авиа-, авто-, мото- и велопокрышек и шин.
Рукавная ткань — ткань технического назначения, которая служит для передачи жидкостей. Из такой ткани изготавливается, например, пожарный рукав.
Фильтровальные ткани — ткани  технического назначения, которые используются для улавливания твёрдых частиц из жидкостей, газов и воздуха.
Абровые ткани — ткани, имеющие рисунок, который получается при окрашивании или печатании нитей основы в один или несколько цветов перед процессом ткачества.
Ажурная ткань — полупрозрачная ткань с красивой фактурой и узорами, которая вырабатывается посредством перевивочного (ажурного) переплетения нитей.
Такая ткань образуется из двух систем нитей основы — стоевой и ажурной (перевивочной) и одной системы нитей утка. Стоевые нити служат грунтом, по которому и прокладывают ажурные нити.
Классические ткани — ткани, пользующиеся постоянным спросом, длительное время вырабатываемые без изменений.
К классическим тканям относятся хлопчатобумажные ткани (ситец, бязь, миткаль, маркизет, сатин и т.д.); льняные полотна; пестротканое и меланжевое трико; кашемир; бостон; габардин; шевиот; крепы (шерстяные камвольные и шёлковые); драп; сукно; крепдешин и иные шёлковые ткани.
Малоусадочные ткани — ткани, усадка которых не превышает 2% по основе и 3,5% по утку, что достигается в отделочных процессах производства.
Равноплотные ткани — ткани, имеющие одинаковую плотность нитей по основе и утку.
Равносторонние ткани — ткани с одинаковыми лицевой и изнаночной сторонами.
Суровые ткани — ткани, которые не подвергались белению и имеют цвет исходного волокнистого материала. Суровыми выпускаются льняные ткани (полотна, бортовка, парусина), а  также хлопчатобумажные ткани (миткаль, бязь и т.д.)
Осыпаемость ткани — технологическое свойство ткани, которое проявляется в выпадении нитей из открытых срезов и возникает вследствие недостаточно прочного закрепления нитей в ткани.
Осыпаемость ткани зависит от характеристик структуры пряжи и нитей, строения ткани, её волокнистого состава, видов отделки и т.д.
Хранение тканей — способы сбережения тканей от климатических, биологических и иных воздействий.
Ткани хранят в сухом и прохладном месте при влажности воздуха в пределах 60% и температуре +10-25 0С.
При более высокой влажности в тканях возникают микробиологические процессы (появляются пятна, меняется окраска, снижается прочность и т.д.)
Недопустимо попадание в места хранения тканей прямых солнечных лучей, что приводит к старению полимерных текстильных материалов.
Хранение тканей в сухих помещениях при повышенной температуре приводит к возникновению ломкости, сухости, жёсткости нитей, особенно у шерстяных тканей.
 

Источник:
Синонимы:
Антонимы: