Торговая марка

название, слово или символ чётко идентифицируемого предприятия, включая изделия, продукцию, товары или услуги единого происхождения. Торговая марка должна указываться в тексте заглавными буквами.
Синоним: товарный знак.
Аббревиатура: ТМ.
Символы: ® или ™.
В России принято использовать понятие «товарный знак». В многочисленных переводах с английского языка термин «торговый знак» (trade mark) стал переводиться как «торговая марка». Таким образом оба понятия стали синонимичными.
Тем не менее, как явствует из названий, понятие «товарный знак» соотносится со сферой промышленности, производства и связан с продукцией, товарами, тогда как «торговая марка» — со сферой сбыта, торговли, услуг, маркетинга. Таким образом, марка меньше ассоциирована с материально-вещными формами изделия, продукта или услуги. Соответственно, она более насыщена рекламой, легендами и образами.
В обобщенном значении торговая марка представляет собой любые слова, наименования, символы или их сочетания, принятые и используемые производителем или коммерческой организацией для выделения своих товаров в отличие от конкурентов.
Торговой маркой в соответствии с «Законом Лэнхама о торговых марках» в США (1947 г.) считается «любое слово, словосочетание, символ или устройство, а также любое их сочетание, принятое и используемое производителем или коммерческой организацией для отличительной маркировки своей товарной продукции, выделяющей её из ряда товаров, производимых и реализуемых другими фирмами» /74, с. 62/.
Принадлежность может быть указана в рекламе или на этикетке (упаковке), а также обозначена словом «registered» (зарегистрировано), а также символами ® или ™.
Патентная служба США добавляет в свой регистр только около 75000 новых торговых марок в год в дополнение к почти миллиону уже имеющихся. Каждый, кто выпускает на рынок новый продукт, может дать ему защищённое название, т.е. торговую марку, которую никто другой не имеет права использовать. Потребители узнают продукт, товар или услугу под этим конкретным названием. Покупатель в первую очередь обращается к торговой марке как к гарантии качества.
Владельцы прав на большинство торговых марок принимают меры предосторожности, чтобы не допустить их превращения в видовые названия. Они постоянно следят за тем, чтобы торговая марка выделялась в текстовой среде и всегда сопровождалась видовым названием изделия (клейкая лента марки «Скотч», гигиеническая бумага «Клинекс», желатин марки «Жел-О»). Они никогда не ставят торговую марку во множественном числе. Нельзя говорить «Три ксерокса», а только «Три копировальные машины «Ксерокс» /74, с. 63/.
Торговая марка является одним из центральных понятий в семонемике — искусстве создания имён и названий. Торговой маркой может быть символ, знак, рисунок, но это может быть просто коммерческое название, как например, Kodak.
Кроме того, в международной торговле различают два вида обозначений — торговая марка («трейд мэрк», «трейд марк») — знак, символ, слово или сочетание, которые указывают на сам товар или его изготовителя с одной стороны, и торговое наименование («трейд нейм»), которое указывает на продавца товара и относится не к предлагаемой продукции, а к самой фирме и идентифицирует эту фирму-продавца.