Франчайзинг

(фр. franchise; англ. franchise; нем. Franschise) — 1) вид вертикального маркетинга, при котором изготовитель получает оплату за право работать под его руководством или торговым знаком. 2) вид лицензионного соглашения, при котором покупатель лицензии за плату получает право оперировать на определённом рынке под торговым названием продавца в соответствии с оговорёнными методиками, стандартами и контролем качества.
При франчайзинге родительская компания предоставляет партнёру право вести бизнес при строго определённых условиях под своей торговой маркой за определённую плату.
Оплата по договору франчайзинга, которая обычно зависит от общего объёма продаж, является, по существу, арендной платой за использование торговой марки и не предполагает значительной технической поддержки.
Франчайзинг, как и лицензирование, является законной формой договорных отношений. В соответствии с договором производитель товаров или услуг предоставляет другой фирме право производить и продавать продукцию или оказывать услуги под маркой, разработанной её владельцем.
Некоторые торговые марки настолько сильны, заметны и охотно принимаются потребителями, что их арендуют для использования на самых разнообразных продуктах, иногда не имеющих никакого отношения к тем товарам, для которых они создавались. Такая форма лицензирования, иногда именуемая продажей торговой марки, основывается непосредственно на стоимости самой торговой марки, причём в большей степени на впечатлении от неё, чем на значении /104, с. 41/.