Гардероб

(фр. garde-robe — платяное хранилище; ensemble; нем. Garderobe) — 1) место, предназначенное для хранения одежды и обуви; вид одёжного шкафа. 2) совокупность предметов одежды и обуви, соответствующая конкретному человеку, а также определённому стилю, направлению моды. 3) помещение в общественном здании, предназначенное для хранения верхних вещей.
Считается, что слово гардероб имеет французские корни, а во французских словарях оно определяется как комната для поклажи и хранения белья, платья. Само слово легко расчленяется на составные части (Garde + Robe = Гардероб).
В русском языке данный предмет обозначается словом ризница, т.е. хранилище риз, священнических одеяний. Сконструированное по аналогии слово одеждохранилище (хранение +одежда) оказалось не только длинным, но и неудобопроизносимым для русского языка, в состав которого прочно вошёл «гардероб». Любопытно, но гардероб и есть самое настоящее русское слово, если рассмотреть его исторические корни.
Действительно, из слова гардероб легко вычленяется французский корень garder (хранить, стеречь) или garde (страж, стража).
Но на самом деле слово garde (в итал. guardare, guardia) есть отросток, проникший в романские языки от славянского корня с основой ГР. Здесь стержневым является значение гром (гора, городить, град, ограждать, т.е. огораживаю, ограждаю, т.е. охраняю, берегу, стерегу, сторожу, откуда аналогичным образом происходит слово страж). Все эти слова характеризуют один и тот же предмет, обозначают одно и тоже действие. Действительно, ограда или ограждение есть тоже самое, что и стража, которая ставится для сохранения некоторого места.
Лингвистически между словами град (город) и garde (стража) также нет никакой разницы, кроме достаточно типичной при заимствовании слов перестановки (инверсии) букв «ра» в «ar». В корне датских, немецких, английских, латинских, итальянских, французских слов gaard, garten, gard, yard, hortus, orto, giardino, jardin, которыми обозначается огород или огороженное место, также сохранилось славянское коренное значение ГР.
Если первая часть слова гардероб имеет в основе славянский корень и garde происходит от нашего град, то теперь осталось рассмотреть вторую часть этого слова, а именно — robe.
Robe также имеет в основе славянский корень, основанный на РБ (глагол рубить).
В этом семействе есть слова рубец, рубчик (знак, остающийся от посечения или порубления), а также слова руб, рубище (т.е. толстая ткань или одежда, нити которой подобны рубцам). Раб, работа, рубль — эти и другие слова с коренной основой РБ являются отдалёнными ветвями рассматриваемого корня, который имеет смысл отсечение. Но для нас интересно, что понятия рубашка, рубаха тесно взаимосвязаны с изначальными обозначениями процессов изготовления одежды и её элементов, а именно руб, рубище, рубцы.
Французское robe, итальянское roba, славянское руб, рубище, рубаха совершенно сходны не только единством букв, но и единством своего значения. Более того, понятие роба в современном русском языке означает строительную одежду.
Вряд ли сегодня имеет место серьёзный научный спор на тему: «кто от кого произошёл». Но историки указывают, что на территории современной Италии ещё с Vв. днэ проживало «загадочное племя этрусков», как это скороговоркой говорится в западных учебниках, но загадка скрыта в самом слове — «это... русские». Сегодня происхождение и смысл западноевропейских понятий эффективно рассматривается с точки зрения заимствования современных западноевропейских слов из древнейшей славянской коренной основы.
Таким образом, языковая реконструкция слова гардероб выявляет действительный смысл слова и показывает, что это есть прежде всего град+ роб или градроб, т. е. место, где хранится одежда.
Этот исторический процесс не имел бы никакого коммерческого значения, если в него не вмешивалось современное производство, предлагающее современному потребителю значительный выбор изделий, или реклама, обрушивающая на голову потенциального потребителя десятки наименований, часто по сути — одного и того же. А от того, как назвать тот или иной предмет, зависит судьба самого производства. Звучные, здоровые, легкозапоминающиеся и, стало быть, красивые названия, товарные знаки или торговые марки являются эффективными продавцами производимого товара.
Рациональный гардероб — разумно обоснованный запас одежды и обуви, которым должен располагать человек «на все случаи жизни». Понятие рационального гардероба является социологической категорией, показывающей сколько и каких предметов одежды и обуви целесообразно иметь каждому человеку в личном пользовании.
По аналогии с «потребительской корзиной» рациональный гардероб показывает объём и структуру потребления одежды и обуви.
В соответствии с закономерностями формирования социальных групп рациональный гардероб соответствует вкусам и привычкам человека, отвечает половозрастным характеристикам населения, учитывает природно-климатические особенности места жительства, а также уровень необходимого разнообразия в одежде и обуви.
В каждой конкретной местности складывается специфическая и общая структура формирования рационального гардероба. Такая картина представляет значительный коммерческий интерес для нужд малого бизнеса, которому необходим максимально точный прогноз номенклатуры и количества потребления. Такими прогнозами занимаются крупные производители одежды и обуви, научно-исследовательские институты, Дома моды, предприятия торговли.
Изменчивость вкусов и веяния моды диктуют необходимость постояного отслеживания, пересмотра, уточнения и конкретизации ранее выявленных показателей и закономерностей.
Рациональная норма потребления обуви (фр. norme rationnelle de consommation; нем. rationale Norm des Schuh-gebrauchs) — конкретное количество обуви, которое необходимо конкретному представителю социальной группы в расчёте на один год.
Рациональная обувь (фр. chaussure rationnelle; нем. fussgerechter Schuh) — абстрактно представленная обувь, которая способна удовлетвоить разумные потребности «среднего» представителя социальной группы.
Рациональная обувь является социологическим допущением, которое вводится в расчёты при планировани производства обуви, формировании рыночной стратегии.
 

Источник:
Синонимы:
Антонимы: