Дело сапожное

профессия и область специализации по изготовлению сапог, а также различных видов обуви.
Первая одежда и обувь, выкроенная из звериных шкур, была найдена при раскопках палеолитической стоянки «Сунгирь», где люди обитали 35 тысяч лет назад.
Становление кожевенно-сапожного ремесла в России относится к VIII–X вв. При раскопках древнерусских городищ археологи обнаруживают значительные скопления обувных деталей (до десятков тысяч единиц), обрезки от раскроя, целые формы. Даже во влажном грунте, который сам по себе есть естественный консервант, выделанная кожа может сохраняться тысячи лет. К этому периоду относится формирование конструкций основных видов национальной обуви.
Основными материалами для русской национальной обуви служили кожа (практически все виды обуви), а также мех (внешняя и внутренняя отделка), войлок (валенки, тапки, туфли и т.д.), лыко (лапти), дерево (колодки), береста (каблучные вставки), ткань (верх обуви, подкладки).
В деревне кожевенное и сапожное дело не выделялось в ремесло, являясь одним из домашних занятий. Развитие ремёсел шло в городах. Для XI–XIII вв. характерно бурное развитие городских профессиональных мастерских.
Для русского средневековья типична высокая активность торговых связей как со странами Востока, так и Запада. Вместе в товарами происходит широкое взаимопроникновение элементов культуры, быта, а также технологий отдельных производств. Для XIII–XIV вв. свойственно взаимопроникновение специальных названий кожевенного и обувного производства, которые входят в профессиональный обиход как в странах Востока, так и Запада. Ряд понятий связан с выделкой кожи (лабаз, тузлук, шакша, щадрик), её сортами или отделкой (мусат, сафьян, бахтарма). Для бытового обихода характерно появление таких слов, как башмак, чулок, карман и т. д., возникновение которых вызвано взаимодействием с народами тюркской языковой группы.
Древнерусские сапоги и туфли изготавливались из мягкой кожи, имели, как правило, наборную подошву, сшитую из нескольких слоёв.
В XIII–XIV вв. в городах лесной полосы России распространяется обувь на жёсткой однослойной подошве. Такая конструкция является более износоустойчивой и влагонепроницаемой. Сапожникам удалось овладеть производством «потайного шва», который проходил в толще кожи каблука, что предохраняло нить от истирания, износа. Тенденция к утолщению подошвы проявилась в появлении таких деталей, как поднаряд (подкладка), жёсткий задник, изготавливавшийся из бересты.
Характерным конструктивным приёмом изготовления обуви в средневековой России является продольная стяжка носка, которая препятствовала образованию грубых складок на подъёме. Вплоть до XII в. типичной обувью России были лапти, поршни, мягкие туфли, сапоги. Обувь новых форм стала активно развиваться в связи с разделением кожевенного и сапожного ремесла. С XII–XIV вв. сапоги стали занимать наибольший удельный вес в производстве обуви, что было связано с военными походами, возросшей подвижностью населения. Примечательно, что в Западной Европе сапоги не были столь значительно распространены, как в России.
В XV–XVI вв. вошли в моду модели сапог с острыми, загнутыми кверху носами. Вот как о них говорится в былине «Вольга и Микула»: «...шилом пяты носы востры, около носа хоть яйцо прокати». Специалисты полагают, что в действительности максимальная длина загнутого вверх носка, вшитого в разрез головки, не превышала 4–5 см.
Значительная длина носка сильно отличает русскую обувь от западноевропейских стран, где длина носка строго регламентировалась для различных слоёв населения. В данной особенности русских сапог исследователь Ю.П.Зыбин усматривает конструктивный приём, который позволял уменьшать соприкосновение основного шва с грунтом и препятствовал образованию складок на подъёме.
Для XIV в. в производстве сапог стали применяться наборные каблуки (подборы), которые достигали 10-сантиметровой высоты. В воспоминаниях придворного советника Шлезвиг-Голштинского герцога Адама Олеария, посетившего Москву в начале XVII в., говорится: «У женщин, в особенности у девушек, сапоги с очень высокими каблуками: у иных в четверть локтя длиною. В таких сапогах они не могут много бегать, так как передняя часть носка едва достает до земли».
Распространение универсальных приёмов раскроя и пошива обуви относится к XV–XVI вв. О профессионализме древнерусских мастеров свидетельствуют ровные строчки нитяных швов, где отверстия для проколов располагаются с одинаковым промежутком.
В XVII в. профессия сапожника стала одной из наиболее прибыльных и распространённых ремесленных специальностей. В переписи московских дворов 1638 года насчитывается сто двадцать пять сапожников, причём семеро занимались только раскроем подошв.
Если кожевенные мастерские располагались вдоль рек в кожевенных слободах, то сапожные мастерские были разбросаны по всему городу.
Основными инструментами сапожников XVII в. были сапожные ножи, шилья, иглы, ножницы и молотки. В мастерской средневекового сапожника, что находилась в Москве (ныне — ул. Пречистенка), наряду с традиционными инструментами найдены деревянные шаблоны (лекала), использовавшиеся мастером для раскроя деталей верха обуви. Археологи также достаточно часто находят и деревянные обувные колодки. Они делились на простые (правила) и составные (затяжные).
Коренные изменения в обувном производстве произошли с началом XVIIIв., когда указами Петра I была установлена западноевропейская мода в ношении одежды. Вместе с новым костюмом для обуви стали характерны низкие формы. Сапожные мастера освоили рантовые конструкции со стелькой, которые шились при помощи затяжных колодок. Вместо острого, загнутого вверх носка для мужских сапог стали типичны тупо формованные носы. Конструкции женских моделей получили своё собственное развитие.
Мода насаждалась сверху, выделяя привилегированные и знатные слои столицы от средних слоёв (купечества, мещанства) населения, которые ещё долгое время продолжали одеваться по старинке.
Закат ручного производства обуви начинается во второй половине XIX века. Сложные и трудоёмкие операции по раскрою и сборке обувных деталей постепенно осваивают машины. Дальнейшее развитие машинного производства существенно повысило производительность труда, способствовало расширению ассортимента изготовляемой продукции. В 30-е годы XX в. в СССР изобретены химические методы крепления деталей, и вскоре ручное производство окончательно становится экзотикой.
 

Источник:
Синонимы:
Антонимы: