Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АЛТАЙЦЫ

Алтайцы — 1) жители горной страны Алтай, расположенной на территории России, Казахстана, Монголии и Китая. Алтайские диаспоры есть на всем постсоветском пространстве, больше всего – в Казахстане, Узбекистане и Киргизии. Алтайцы не являются единым народом, но все национальные группы, которых объединяют под этим названием, относятся к монголоидной расе и обладают несколькими общими чертами. Чаще всего они невысокого роста, стройные, со смуглой кожей, плоским лицом, жёсткими чёрными волосами, выдающимися скулами и пухлыми губами. 2) народ республики Алтай в составе Российской Федерации.

Синонимы: алтай-кижи; российские алтайцы.

Численность алтай-кижи составляет 69 тыс. чел. (на 1995 г.) По данным переписи населения 2022 г. численность составила 74238 человек.

Также алтайцами себя называют представители таких этнических групп, как теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы. Официально к общему этнониму не стали причислять кумандинцев и телеутов. Таким образом, собственно алтайцами по национальности себя назвали 74 238 россиян. Вместе с исключенными народами их было бы 79 773.

Язык алтайский, население в основном православного вероисповедания, часть — баптисты, а также приверженцы традиционных верований. Культура и традиционные занятия алтайцев сильно отличались в зависимости от места проживания. Жители Южного Алтая занимались скотоводством в горных долинах, жители севера – охотой в тайге. И те, и другие активно занимались сельским хозяйством.

На развитие народа серьёзно повлияло его проживание в самом сердце Азии, где в разное время сходились геополитические интересы многих держав. До вхождения в состав России местные жители успели побывать в подданстве гуннов, жужаней, тюрков, уйгуров, киргизов и киданей.

С XIII века Алтай вошёл в состав монгольского государства, а позже стал частью Белой Орды. С начала XVII века и до самого вхождения в состав Российской империи жители Алтая находились в подданстве Джунгарского ханства.

Русские начинают заселять Западную Сибирь после разгрома Сибирского ханства в конце XVI и в начале XVII вв. Опорными пунктами для исследования Алтая стали Томский и Кузнецкий остроги, заложенные казаками в 1604 и 1618 гг. Некоторые алтайские племена приняли российское подданство уже в XVII в. В их числе – часть телеутов, проживавших в бассейне реки Иня. Телеуты же стали связующими между российской администрацией и джунгарским ханом. По российскую сторону начала развиваться металлургия, первопроходцем в которой являлся уральский заводчик Акинфий Никитич Демидов. Помимо металлургии, развивалась и торговля между местными жителями и русскими поселенцами. В сентябре 1750 г. туземцы попросили открыть им для торговли доступ в Бикатунскую крепость или в любое другое место, которое находилось бы ближе к их поселениям, чем Семипалатинск. На ярмарках в русских поселениях местные жители предлагали пушнину, скот, маральи шкуры и войлок, которые меняли на промышленные товары.

Спасаясь от китайских войск, алтайские зайсаны в 1755 году попросили сибирское пограничное начальство ходатайствовать перед императрицей Елизаветой о принятии местных народов в своё подданство.

Указ Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года разрешил алтайцам перейти в российское подданство, но не все алтайцы вошли в него. Теленгиты, чьи земли находились слишком далеко от русских крепостей, остались двоеданцами и были вынуждены платить ясак как российской, так и китайской администрациям. С другими алтайскими племенами они воссоединились лишь в 1865 году, когда России и Китаю удалось уладить территориальные споры. Всем остальным после вхождения в состав России была определена полоса в 110 000 квадратных верст в составе Алтайского (Колывано-Воскресенского) горного округа. Эту территорию называли «калмыцкими стойбищами». Алтайцы кочевали по территориям, богатым самыми разными ресурсами. Их заставляли платить ясак (налог), но разрешали жить по устоявшимся веками законам и традициям под управлением родовой знати – зайсанов и демичи. Немного изменили ситуацию административные реформы второй половины XIX века. С 1880 года должности зайсана и демичи стали выборными – на срок до трёх лет. Теперь официально первых называли родовыми старостами, а вторых – их помощниками. Кочевые дючины продержались до начала XX века. В 1912 году их упразднили, да и сами алтайцы отошли от кочевого образа жизни. Вместо дючин губернское управление ввело территориальные волости с сельскими обществами общекрестьянского образца.

До начала XX в. алтайцы жили небольшими посёлками, состоящими из жилищ, соответствовавших конкретным природным условиям. У южан это чаще всего была войлочно-решётчатая юрта, у северян – деревянный дом айлу. Но после алтайцы стали перенимать образ жизни русских крестьян и селиться в избах. Во время Гражданской войны и территория Алтайского края (Алтайская губерния с центром в Барнауле), и территория Республики Алтай (Бийский уезд Томской губернии) несколько раз переходили от красных к белым. Официально коммунисты получили власть над регионом в 1919 г. Тем не менее, по мнению некоторых историков, более точная дата окончания военных действий на Алтае – 1922 г. В середине 30-х годов в преимущественно сельскохозяйственном Алтайском крае начала развиваться промышленность. Наибольший пик её развития пришелся на период Великой Отечественной войны.

Традиционная религия алтайцев – тенгрианство. Согласно поверьям жителей древнего Алтая, миром правят два божества – добрый демиург Ульгень и злой правитель царства мертвых Эрлик. Им молились и приносили в жертву коней. Мясо животного съедали сами молящиеся, а шкуру растягивали на шестах на месте жертвоприношения. Помимо Эрлика и Ульгеня, представители народа поклонялись силам природы – хозяевам деревьев, гор, вод, а также покровителю всего региона – Хану Алтаю. Его изображали как седым стариком, так и красивой девушкой. Помимо кровавых жертвоприношений, духи требовали развлекать их песнями и сказками. Поэтому на охоту часто брали сказителя – личность такую же загадочную, как и шаман. Ведь и тот, и другой обезпечивали связь между миром духов и миром людей. Были и злые духи-суккубы - алмысы и шулмусы. Они соблазняли охотников в облике красивых женщин, отнимая у них силу и удачу. Соблазняли злые духи и женщин, чтобы свести с ума. Помимо этих духов, шаманы держали связь с духами предков – тёсами. Их также пытались задобрить и подкормить.

Православие пришло в эти земли с первыми русскими поселенцами. В 1824 году в Бийске была открыта Алтайская православная миссия, с которой тесно связано дальнейшее историческое и культурное развитие региона. Православные священники занимались не только миссионерской, но и просветительской работой: пытались создать алтайский алфавит, печатали на нем книги, строили школы и больницы. Им удалось переманить в свою веру многих местных жителей, которые стали отмечать Крещение, Пасху и Троицу. Но до конца побороть древние верования все равно не получилось. В 1919 г. миссия прекратила свою деятельность, чтобы в 1992 г. вновь открыта.

В начале XX века из-за давления православных миссионеров и под влиянием буддизма появилась новая, чисто алтайская «белая» религия – бурханизм. Она представляет собой смесь тибетского буддизма и местного тенгрианства. Рост её популярности связан с развитием алтайского национализма, интереса к истории Ойротского ханства и слухами о том, что на территории бывшей Джунгарии вот-вот появится реинкарнация последнего правителя древней державы – Амурсаны.

Бурханизм пользуется популярностью до сих пор. По данным Института Алтаистики за 2008 г., «белой» веры придерживались более 80% этнических алтайцев. Среди верующих представлено также 10,7% православных, 5,3% шаманистов и 2,2% буддистов.

Алтайские языки — праязыковая макросемья языков, в которую входят тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, а также японская и корейская языковые семьи.

Делится на северный и южный алтайский язык. Последний чаще всего и называют, собственно, алтайским. Оба языка распадаются на различные наречия, которые некоторые исследователи считают самостоятельными языками. Так к северо-алтайскому языку относят челканский и кумандинский языки. К южно-алтайскому – тубаларский, телеутский, теленгитский и собственно алтайский. Кириллическую письменность изначально обрёл только южный язык. Составлять алтайский алфавит начали в 1840-м году участники местной православной миссии. С тех пор азбука претерпела множество изменений, неоднократно теряя или приобретая буквы. В послереволюционные годы местная интеллигенция даже подумывала перейти на монгольскую письменность. В 1931 г. алтайский (тогда – ойротский) язык перешёл на латинский алфавит. Но в 1944 г. языку дана кириллическая основа, которой пользуются до сих пор.

Алтайский язык (англ. Altaic language) — 1) язык народов, живущих на Алтае, к которым прежде всего относятся алтайцы, хакасы, тувинцы. 2) тюркский язык, письменность которого организована на основе русского алфавита.

Синоним (2): ойротский язык.

Алтайский (англ. Altai, Altaic, Altaian) — присущий Алтаю и алтайцам, коренным языкам, населяющим народам, флоре и фауне, территории, уникальной культуре, истории, образу жизни.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть