Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВАЛЬС

Вальс (нем. walzer – кружиться; англ. waltz; исп. vals; фр. valse) — 1) парный танец с тактовым размером в ¾, заключающийся в плавном парном кружении. 2) музыкальное произведение в ритме такого танца.

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться.

Чёткая ритмическая формула в сочетании с лиризмом и пластичностью обусловила распространение вальса в качестве танцевального и концертного жанра.

Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое — мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.

История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень «молодой» танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, лёгком и жизнерадостном.

В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797г. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых».

В чопорной Британии до середины XIX в. танец, в котором партнёры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать.

В 1834г. вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущённые общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия».

Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе.

Большой вклад в популяризацию этого танца внёс Иоганн Штраус — младший, который пять сезонов — с 1856 по 1861гг — дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы.

История русского вальса началась с Александра Грибоедова — блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума». Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочинённый писателем в 1824г., — незамысловатый, однако душевный и проникновенный.

Первым «настоящим» русским вальсом считается Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839г.) Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов. Для Чайковского вальс стал одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства. Чего стоит один только вальс из оперы «Евгений Онегин» — роскошный, радостный, блестящий.

Основу вальса как бального танца составляет именно плавное, безпрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Для классического вальса характерна быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» — так отбивается ритм вальсовых шагов.

Музыкальное сопровождение классического вальса имеет трёхдольный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения. Танец исполняется в закрытой позиции, когда партнёры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее, одна рука мужчина находится на талии партнёрши. Она, в свою очередь, кладёт руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса. Лёгкость, воздушность и грациозность в каждом движении – вот главные характеристики классического вальса.

Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX в.: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина, в «Маскараде» Михаила Лермонтова. В «Войне и мире» Льва Толстого «отчётливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой — в присутствии государя императора.

Удивительно похожи на вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» — и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики.

Вальс-бостон (англ. waltz-boston – бостонский вальс) — медленный бальный танец свободной протяжной композиции, появившийся в США, с характерным широким шагом на первую долю такта.

Был моден и популярен в Европе и Америке в 1920-х гг. Музыкальный размер — 3/4.

Вальсировать — кружиться в вальсе; танцевать вальс. Например, изящно вальсировать с дамой.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть