Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АКШОБХЬЯ

Акшобхья — (санскр. अक्षोभ्य / Akṣobhya, букв. «Непоколебимый», «Неизменный», «Невозмутимый»; тиб. ‘khrugs pa med pa / mi bskyod pa – Mikyopa, Микьёпа, букв. «Неволнующийся» или «Недвижимое (существо)»; кит. 阿閃如來 / Ajiu Rulai; яп. 阿閃如来, Ashuku Nyorai), один из пяти дхьяни-будд, называемый буддой Восточного Края, пребывающий в восточной собрании становления ваджрадхату-мандалы. Один из самых ранних Будд махаяны, один из пяти Будд Мудрости. Описан в «Писании страны Будды Акшобьи», датируемом 147 годом. Это самый древний текст с описанием Чистой Земли.

В буддийской Сутре о Стране Будды Акшобхьи говорится, как он стал буддой. Он прошёл все ступени Пути бодхисаттвы под руководством Татхагаты Великий Глаз. Обретя все необходимые достоинства, создал свою «страну Радости» в восточной стороне Вселенной.

В гл.VII Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы рассказывается, что Акшобхья был одним из шестнадцати сыновей царя, ставшего впоследствии буддой по имени Побеждающий Великим Всепроникающим Знанием, и Путь бодхисаттвы прошёл под наблюдением этого будды. В двух свитках этой сутры, переведённой с санскрита на китайский язык Локакшемой, рассказывается о земле будды Акшобхьи в Восточном Крае. Согласно этому сочинению, монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире, не испытывая злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достигнет полного просветления. Он при этом оставался неподвижным, и стал в результате Буддой Акшобхьей.

Будда Акшобхья преобразует гнев человека в чистейшую мудрость, подобную зеркалу. Эта мудрость позволяет видеть предметы такими, какими они являются, неразделёнными и неомрачёнными.

В эзотерическом буддизме Акшобхья является одним из пяти главных будд «мира алмаза», поскольку воплощает в себе «мудрость, подобную великому круглому совершенному зеркалу». Благодаря этому чётко, без искажений постигается всё происходящее в мире.

У Акшобхьи тело синего цвета, в руках пятиконечная ваджра (пучок молний исходящих из единой сферы), его атрибутами являются колокольчик, три одеяния, драгоценный камень, лотос, молитвенный барабан и меч. Изображается сидящим в «позе лотоса» (см. Дхьяна). Правая рука находится в позиции «бхумиспарша-мудре» (жест призывания земли в свидетели истинности своих слов), т.е. лежит на правой ноге у колена, ладонью вниз, с опущенными пальцами. Ладонь левой руки открыта и лежит на пятке и лодыжке правой ноги. Синий цвет Акшобхьи ассоциируется с водой, способной отражать ясно, как зеркало. Он восседает на слоновьем троне вместе со своей супругой Буддой-Лочаной. Его сопровождают два бодхисаттвы, Кшитигарбха и Майтрея, и две бодхисаттвы, Ласья и Пушпа.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть