Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АМИДА1

Амида1 (санср. Амитабха) — 1) будда Западного Края или Западного Рая Чистой Земли (西方極楽浄土), который воплощает в себе «мудрость, заключающуюся в чудесном постижении и знании всего сущего», благодаря которой без искажений различается правильное и неправильное, хорошее и плохое и т.д. 2) воплощение буддийского рая.

Будду Амида особенно почитают на Дальнем Востоке: на китайских (в т.ч. тибетских), японских, корейских территориях, а также во Вьетнаме. В каждой из стран он именуется по-своему: по-японски – Амита Будда; по-китайски – Улян-Гуан-Фо; по-корейски – Амитха Буль; по-вьетнамски – А-Зи-Да-Фат.

Будда Амида помогает всем, кто воззвал и обратил свои молитвы к нему. При этом не имеет значения, кто этот человек по происхождению, полу, какими отличается добродетельными качествами, поступками. Амида Будда является Учителем всех будд Вселенной, соответственно, Учителем Шакьямуни. Именно поэтому так часто в сутрах можно увидеть восхваление Амида Будды. В письмах, которые позже были собраны в книгу «Гобунсё», Рэннё писал, что все будды Вселенной пытались нас спасти, но не смогли. И только Амида Будда спасет всех людей посредством своего Обета. Именно поэтому Шакьямуни говорил: «Обратись только к Амида Будде, верь только в Амида будду».

Синоним: Амитабха.

Изображается в позе лотоса, руки находятся в положении «дхьяна-мудры». Тело имеет красный оттенок, поскольку этот цвет в буддизме в целом символизирует милосердие и любовь и применительно именно к Амитабхе указывает на его готовность помочь всему сущему, а также на 4 разные кармы: очищение грехов; распространение добродетели; покорение сердец; действие тантры.

Легенда из Сутры о Неизмеримой по Продолжительности Жизни гласит, что царь Дхармакара решил следовать под наблюдением будды по Пути бодхисаттвы. Он прошёл неисчислимое количество стран будд, через неисчислимое количество времени он стал буддой Амитабхой и создал далеко на западе свою Чистую Землю Высшей Радости, где и пребывает.

Истинная Дхарма будды Амиды заключается в обещании возрождения в Чистой Земле всех живых существ, за исключением тех, кто совершает «пять преступлений».

Считается, что мудрость Амитабхи дарит силу познания йогина, безошибочную и не знающую сомнений. Она помогает познать как вещи по отдельности, так совокупность всех вещей вместе. Эта мудрость помогает познать также себя изнутри.

Амидаизм — ведущее направление буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в V–VI вв. в Китае. Одним из крупнейших идеологов амидаизма был китайский буддийский монах Шаньдао. Понятие «амидаизм» (в работах на европейских языках — Аmidaism или Аmidism) принадлежит западной науке о буддизме. Оно произведено от имени будды Амида, но «амидаистами» условно называют и тех, кто чтит этого будду под китайским именем Амито или под санскритским Амитабха — будда Неизмеримого Света. Японские учёные, как и сами приверженцы этого направления буддизма, обычно называют его «учением о Чистой земле» 浄土教, Дзё до-кё.

В японских и китайских работах по истории буддизма издавна принято и другое название для амидаизма – «памятование о будде» 念仏 (кит. няньфо, яп. Нэмбуцу). Так обозначается главный обряд амидаистов — произнесение слов «Слава будде Амида». К традиции нэмбуцу (кит. няньфо, санскр. буддханусмрити) причисляют всех почитателей будды Неизмеримого Света — индийских, китайских, японских и других.

Канонами амидаизма являются Три Сутры о Чистой Земле. Цель адепта амидаизма — возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддийском рае, достижение счастливой жизни. Сакральная фраза «Нама Амида Буцу!» («Слава Будде Амиде!»).

Учение Чистой Земли включает в себя школы Восточной Азии, придающие основное значение тем аспектам буддизма Махаяны, которые ставят во главу угла веру в будду Амида, медитацию и повторение его имени, с целью возрождения в его «Чистой Земле» или «Западном Раю». В амидаизме считается, что в рай может попасть любой, кто хотя бы перед смертью раскаялся во всём содеянном, поверил в милость Будды Амиды и смог призвать его по имени. Но скорость попадания в этот рай всё-таки разная, в зависимости от заслуг и прегрешений. «Большая сутра» различает три разряда людей, могущих возродиться в Чистой Земле: тех, у кого высшие, средние или низшие способности. Причины возрождения здесь названы такие: почитание самой этой сутры, стремление достичь просветления, соблюдение заповедей, милосердная помощь всем живым существам, сосредоточенное памятование об Амитабхе и т.д. Сутра рассказывает о двух помощниках Амитабхи — бодхисаттвах Авалокитешваре (観世音, кит. Гуаньшиинь, яп. Кандзэон, «Внимающий Звукам Мира») и Махастхамапрапте (大勢至, кит. Дашичжи, яп. Дайсэйси, «Обретший Великие Силы»). Перечисляются «пять видов зла»: жестокость живых существ друг к другу, несоблюдение меры, стремление использовать других ради своих желаний, пренебрежение совершением благих дел, леность. Тот, кто преодолеет их, сможет достичь освобождения.

Амидаизму противопоставил своё учение японский монах Нитирэн, назвав амидаистов «дьявольскими учителями».
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть