Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АНАФЕМА

Анафема (греч. anathema — возложение; заклятие; проклятие; англ. anathema) — 1) высшая кара в христианстве, заключающаяся в отлучении от церкви. 2) крайне безоговорочное осуждение, сопровождающееся разрывом связей. Например, предать анафеме.

Синоним: проклятие, отлучение.

«О чём шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?» (А.С. Пушкин).

Этимологически слово «анафема» восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», «предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути  — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречается у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».

Несмотря на то, что анафема в отличие от епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, её можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению, никто не может быть лишён права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.

На соборах анафема объявлялась еретикам и неприкаянным (нераскаявшимся) грешникам. В современной церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения - уклонение в ересь и раскол. Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия. В Православной церкви обряд отлучения совершается и доныне Гришке Отрепьеву, Мазепе и др.

В греческом переводе Ветхого Завета словом «анафема» обозначались вещи, скот, поля, люди и даже целые города, которые (как правило, через произнесение особого заклятья) отделены «для Господа» и тем самым обречены на уничтожение.

В русском переводе Ветхого Завета греческому слову «анафема» соответствует «заклятие», «заклятое»).

В эпоху Нового Завета слово «анафема» приобрело значение «проклятье», «проклятое», «проклятый».

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придёт и не решит участь грешника.

В светском понимании анафема выглядит как проклятие церкви конкретному лицу. Это неверно, ибо церковь не проклинает, а отлучает от себя, причём тех, кто образом жизни, мышлением, действиями сам отрекся от христианских догматов и церковных правил. Церковь, объявляя анафему, открыто свидетельствует, что данный человек пребывает вне её тела, лишён её молитвенной заботы и попечительства. Суть наказания заключается не столько в формальном запрете участвовать в богослужениях и таинствах, сколько в реальной потере благодати, праве на спасение и жизнь вечную.

Анафематствование - отлучение от Церкви, совершаемое в первую неделю Великого поста. Получило своё начало в IX столетии. Отлучение было и ранее этого времени, но тогда оно не составляло богослужебного чина, совершалось не ежегодно, в известное, определённое время, а в разные дни и годы, смотря по обстоятельствам и нуждам Церкви.

Предать анафеме (англ. anathematize, read an anathema against, pronounce an anathema against) — предать проклятью; отлучить от церкви, разорвать связи.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть