Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АНГЕЛ

Ангел (греч. angelos — вестник, глашатай; евр. — посланник; нем. engel; англ. angel; исп. angel; ит. angelo) — 1) духовный посланец и служитель Бога, покровительствующий человеку. 2) символ божественной чистоты и помощи. См. также Архангел. 3) символ евангелиста Матфея. См. Апостол.

Греческое слово «ангел» и арабское – «маляк» в переводе означают одно и то же – «посланник», поскольку главное их назначение заключается в том, чтобы быть посредниками между духовной небесной сферой и земным материальным миром, передавая людям волю Бога (Аллаха). Согласно Библии, ангелы- первые живые существа во Вселенной, созданные из чистого света, самые чистые и непогрешимые. Своё имя, личность, знания и умения каждый получил от Творца непосредственно при его создании. В их обязанности входило: прославлять Бога, передавать его послания смертным, распространять Его волю во все уголки Вселенной.

Ангел представляет собой безтелесный разумный благой дух.

Одни источники сообщают о том, что ангелы духовны и безтелесны, а другие утверждают, что они имеют какое-то эфирное тело. Псевдо-Дионисий Ареопагит (V век), неизвестный автор сборника (корпуса) богословских сочинений на греческом языке, приписывавшегося жившему в I веке н. э. ученику апостола Павла Дионисию Ареопагиту, считал, что эти существа рождены из небесного огня. Но арабские хадисы заверяют, будто ангелы сотворены из света. В христианской иконописи изображается в виде юного человекоподобного существа с крыльями. При этом в теологических трактатах само описание ангелов существенно разнится. Они совершенны, но не всеведущи; безплотны, но подвержены искушениям плоти; имеют пол, но при этом не способны производить потомства. Нет согласия и относительно времени рождения ангелов: согласно Корану, они созданы Богом в четвёртый день творения, по Талмуду – во второй, по иудейской «Книге Юбилеев» – в первый. А по версии авторитетного христианского богослова Иеронима Творец создал ангелов задолго до сотворения мира. Согласно Библии, ныне идёт 7529 год от сотворения мира, то, следовательно, именно столько лет, согласно Библии, и ангелам. Ведь они безсмертны, не умирают, как люди, но так и живут все эти годы (7529 лет) от создания мира. Зато по поводу количества ангелов среди представителей всех религий царит полное единодушие, так как всеми признано, что ангелов существует безчисленное множество. При этом равенства между ними нет. Сонмы ангелов находятся в строгом иерархическом соподчинении. В христианстве принята классификация уже упомянутого Псевдо-Дионисия Ареопагита, разделившего божьих слуг на три триады или девять чинов. Число «9», образованное тремя тройками, не случайно – оно призвано символизировать полное совершенство ангельской организации. К низшему, девятому чину, относятся «рядовые» ангелы – вестники и ангелы – хранители, олицетворяющие божественное покровительство и защиту. Каждому христианину полагается только один ангел – хранитель, но в исламе их число колеблется от 2 до 160 (в зависимости от социального статуса мусульманина). Праведника ангел – хранитель сопровождает на протяжении всей его жизни, начиная с момента рождения, когда он вдувает в человека душу, заканчивая смертным часом, когда ангел, бережно поддерживая, возносит её на небеса. От закоренелого грешника и богохульника небесный покровитель может и отступиться, и тогда его неприкаянную душу, воспарившую в момент смерти к небесам, моментально сцапают демоны. За душу обыкновенного человека, грешившего по слабости духа, но не совершавшего смертных грехов, ангелы – хранители ведут упорную борьбу с бесами. От ее исхода и зависит дальнейшее местопребывание такой души по окончании жизненного пути её носителя.

В произведениях искусства атрибутами ангелов являются трубы, арфы, мечи, кадила, скипетры или жезлы.

Ангел – символ совершенства. «Ангелом» называют чистого, доброго, скромного, безгрешного человека, вызывающего у окружающих чувство умиления. Чаще всего сравнения и эпитеты, имеющие целью подчеркнуть совершенство, относятся к невинному дитя или прекрасной женщине («ангельский лик», «ангельская улыбка», «красив, как ангел», «хороша, как ангел» и т.д.). Ангел – воплощение добродетели («ангельский характер») и кротости («ангельское терпение»). Белые одежды олицетворяют чистоту и целомудрие божественных посланников, а большие крылья за спиной намекают на их вездесущность.

Первообраз ангела определён, как полагает В.В. Филатов /84, с. 13/, иконографией трёх ангелов, посетивших Авраама и Сарру (Быт. 18, 1–15). Этот сюжет вошёл в христианскую иконографию под названием Троица Ветхозаветная. Все исламские ангелы – настоящие космические гиганты, головой подпирающие небеса, а ногами касающиеся земли. Между тем, вступая в контакт со смертными, ангелы – колоссы с лёгкостью принимают человеческий облик. Джибраил, например, неоднократно являлся Мухаммеду в образе прекрасного юноши, в ослепительно-белых одеждах, но с чёрными, как смоль, волосами.

На иконах ангелов изображают во многих сюжетах, в частности, Вознесении, Крещении, Успении. В христианской иконографии ангелам уже с IV века принадлежит одно из самых почётных мест. На иконах и фресках они предстают в виде женоподобных юношей в светлых, свободно ниспадающих одеяниях, часто – с золотыми нимбами над головой и почти всегда – с крыльями. Атрибуты ангелов глубоко символичны: посохи, жезлы и скипетры в их руках свидетельствуют о божественных полномочиях и власти; огненные мечи и дымящие кадила знаменуют очищение от зла; пальмовые ветви и знамя Воскресения прославляют победу Христа над смертью.

День ангела (англ. name day) — именины (чей-либо личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноимённого святого).

Ангел-хранитель (англ. one’s guardian angel) — ангел, приставляемый Богом к каждому человеку при крещении, помогающий ему в добрых делах, возносящий молитвы человека к Богу и отводящий душу человека в загробный мир.

В православной иконографии представлен юным человекоподобным существом, которое облачено в белый хитон (иногда в тунику и гиматий) или плащ. Главными атрибутами ангела-хранителя являются крест и обнажённый меч.

Падшие ангелы — ангелы, ведомые сатаной и символизирующие грех гордыни. Падшие ангелы буквально не упоминаются ни в одном авраамическом писании. Однако эта идея была получена из еврейского текста под названием «Книга Еноха», который предполагает, что «сыновья Божьи» в Бытие 6: 1-4 - ангелы. Библия говорит, что в начале творения все ангелы были чистыми и непорочными пока часть из них, возглавляемая Люцифером, не восстала против Бога, была побеждена и сброшена с небес. Согласно Библии, Люцифер возгордился, посчитав себя выше всех ангелов, равным по силе самому Творцу. Воспользовавшись моментом, когда тот отбыл по своим божественным делам, он занял небесный престол, а часть ангелов присягнула своему новому владыке. Завязалась битва, бунтарей повергли и прогнали из Рая. Самые отличившиеся получили персональные наказания. Мусульманский ангел Иблис тоже в отличие от остальных своих собратьев отказался выполнить повеление Аллаха – пасть ниц пред Адамом. Иблис надменно заявил Аллаху: «Я – лучше его; ты создал меня из огня, а его создал из глины». За что и был сброшен Аллахом с небес.

Падшие ангелы и демоны синонимы в Библии, которая говорит, что они сами являются к человеку, овладевая его телом, если он грешит и поддаётся порокам. Чем больше человек совершает грехов, тем больше нечистых духов поселяются рядом с ним. Он становится рабом этих существ. Падшие ангелы стали лжеучителями человека и могущественными врагами всех Божьих начинаний.

Ряд исследователей древних текстов полагают, что греческие мифы, описывающие мощных сверхчеловеческих существ, например, Зевса и Аполлона, скорее всего, указывают на все тех же падших ангелов, упоминающихся и в «Книге Еноха», и в Ветхом Завете. Например, в книге Бытия их называют исполинами (нефилимами) или «сынами Божьими», которые сошли на Землю и скрестились с людьми. В иудейской «Книге Еноха» этих «ангелов» именуют детьми небес, ходившими среди «сынов человеческих», чтобы иметь общих детей с ними. Эти события по преданию и стали причиной, почему Бог изгнал с неба тех ангелов.

По «Книге Еноха» низвергнутых ангелов было около двухсот. У этого воинства было девять «главных» ангелов, их предводителей и наставников. Исходя из анализа древней христианской, языческой и иудейской литературы можно даже назвать имена этих девяти ангелов и то, чему они обучали (прежде чем их изгнали с неба).

Семиаза: колдовство и гадание.

Кокабиил: письмо и астрология.

Хазакиил: знание облаков и погоды.

Баракел: астрология.

Армарос: считается «проклятым» ангелом.

Шамсиэль: обучение знамениям Солнца.

Аракиэль: обучение знамениям Земли.

Тамиэль: ангел-невидимка, отражающий атаки духов.

Азазель: «преподавал» металлургию, производство оружия и ювелирных изделий.

Дьявол именовался Люцифером – именем, означающим «свет». Имя скорее относится к свету Венеры, так как Люцифер также указывается как «сын утра» или «утренняя звезда», а Венера – планета, видимая только в утреннем небе Востока или в вечернем небе Запада, но никогда не в середине ночи, когда небо темное.

Одним из самых известных литературных произведений, затрагивающих тему опальных ангелов, является эпическая поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона, написанная в 1667 году. Она содержит легенды и мифы различных религий и культур о падших ангелах и объединяет их в десять книг поэмы.

Собор сил безплотных — день христианского праздника 8 (21) ноября, когда собираются все чины безплотных сил.

Гельский сонм — собрание безплотных сил, ангелов.

Гельский сонм подразделяется на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.

Девять чинов ангельских — в христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, сил безплотных.

Иерархия ангелов предложена в пятом столетии псевдо-Дионисием Ареопагитом в труде «О небесной иерархии» и отражала стремление к порядку как на божественном, так и на социальном уровнях. По мере приближённости к Богу ангельские ранги расположены: шестикрылый серафим (красный) и херувим (голубой), ангелы начальства, ангелы власти, ангелы господства, ангелы силы, ангелы престольные, архангелы.

По учению Св. Дионисия Ареопагита (вторая половина I в.) девять чинов ангельских образованы тремя триадами. Они перечисляются сверху вниз в следующем порядке:

· первая триада — серафимы, херувимы, престолы. Характеризуются непосредственной близостью к Богу. Триаду составляют Силы небесные, их изображают окружающими Христа Вседержителя (Спаса в Силах). Пророк Исайя, составивший словесный портрет «пламенеющих» серафимов, изобразил их как шестикрылые человекоподобные существа, а пророку Иезекиилю в видении предстали четырёхликие и четырёхкрылые (с головой человека, льва, быка и орла) херувимы. С огненными мечами в руках херувимы несли охрану Древа Жизни в садах Эдема.

· вторая триада особенно полно отражает принцип Божественного мировладычества — господства, силы, власти.

· третья триада — начала, архангелы, ангелы. Эта триада характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку. См. также Архангел.

В иконописи наиболее разработана и распространена иконография Херувимов и Серафимов (с шестью крыльями, обрамляющими лик), Престолов (круги многоочитые с крыльями), а также Архангелов и Ангелов (человекоподобные существа с крыльями, в хитонах и соответствующих облачениях).

Престолы — небожители ангельского сонма. В иконописи их изображают в виде огненных колёс с крыльями (на них глаза) в подножье Христа и Господа Саваофа. При изображении всех девяти чинов ангельских им придают образ архиереев в саккосах.

Серафим (др.-евр. — пламенный) — самое высшее из духовных существ, ближайшее в Богу; один из 9 чинов ангельских.

В иконописи серафимов, как и херувимов, изображают в окружении престола, Вседержителя и т.д. На иконах представлен в образе человекоподобного существа с шестью крыльями: двумя крыльями серафимы прикрывают лица, как недостойные взирать на Бога, двумя — ноги, как недостойные того, чтобы Бог взирал на них, два другие крыла служат для полётов во исполнение небесных повелений.

Серафимы неумолчно поют песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!».

Иногда серафимов изображают как херувимов — человеческий лик, окружённый шестью крыльями.

Херувим (др.-евр. — мудрость) — обладающие духовной мудростью существа, которые представляют один из высших чинов в небесной иерархии, в ряду девяти чинов ангельских, следуя за серафимами.

Херувим изображается в виде человеческого лица, которое окружено шестью крыльями (красного, голубого или зелёного цвета), иногда — так же, как и серафим, — в виде человека в полный рост, прикрывающего себя шестью крыльями.

Ангельское имя — крёстное имя.

Белый ангел — ангел, творящий добро.

Чёрный ангел — ангел, который причиняет людям зло и тем самым исполняет волю Бога.

Падший ангел — ангел, изгнанный из рая; грешник.

Ангел смерти — ангел, являющийся за душой человека, который находится присмерти.

Ангельский чин — одна из ступеней иерархии, образующая триаду. См. Девять чинов ангельских/ангел.

Ангелочек (англ. cherub) — миленький ребёнок, чудное дитя.

Ангельский — свойственный ангелу.

Ангельское терпение (англ. saintly patience, boundless patience) —святая безмятежность; безграничная невозмутимость; безконечная способность выносить раздражающие обычного человека факторы (упрёки, невзгоды и т.д.)

Ангеловидный — внешне напоминающий ангела.

Ангелозрачный — предстающий в облике ангела.

Ангелоименитый — почитаемый в ангельском лике; носящий имя определённого ангела; знаменитый благодаря своему ангелу.

Ангелолепный — похожий на ангела.

Ангеломудрённый — с мыслью, принесённой ангелом; имеющий разум ангела.

Ангельское житие — схима; высшая степень монашеского и вообще человеческого совершенства.

Ангельский образ — безупречно совершенный образ.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть