Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АНТИПАСХА

Антипасха — православный праздник: неделя по Пасхе, первое воскресение Пасхи, неделя Св. Фомы, Фомина неделя, Красная горка. См. Пасха.

Иные названия: Неделя обновления, Фомина неделя, неделя Св. Фомы, Красная горка.

Антипасхой называется первое воскресенье после Пасхи; всегда празднуется на восьмой день после светлого Христова Воскресения, отсюда ещё одно название праздника — неделя обновления. Праздник Антипасхи завершает пасхальную неделю.

Исходя из изначального смысла этого древнегреческого слова, означает праздник дополнительного восполнения пасхи (греч. анти — вместо), т.е. как бы ещё одна Пасха, ещё одна радость встречи, ещё одно восполнение светлого Христова Воскресения. Никаким образом Антипасха не противопоставляется Пасхе — это ещё один повод убедиться в истинности Иисуса Христа. Существом Антипасхи является встреча апостола Фомы и воскресшего Христа, которая состоялась в этот день.

Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», — говорил Фома о Христе. Это не значит, что апостол сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. Этот эпизод стал в центре ещё одного названия Антипасхи — Фомина неделя.

Фома неверующий — название человека, который сомневается во всём, даже в самом очевидном; тот, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на своём собственном опыте.

Одно дело — пользоваться свидетельствами и опытом других, и совсем другое дело — испытать всё на своём собственном опыте, чтобы убедить в открытых истинах всех остальных.

Согласно Евангелию, Фома, с чьим именем устойчиво ассоциируется эпитет «неверующий», однако, не был ни богоненавистником, ни еретиком. Когда Христос шёл воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). На самом деле в этих словах Фомы можно увидеть преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идёт о жизни и о смерти.

Фома имел «доброе» сомнение в том, что Христос, его Учитель, любимый и преданный, распятый и погребённый, именно Он, — будто бы воскрес.

Действительно, Фомы не было среди апостолов, видевших Христа сразу по Воскресении. Слова сомневающегося: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» — это слова эдакого естествоиспытателя, человека, жаждущего по-настоящему пережить встречу с Богом, восполнить Пасху радостью о Христе. И Фома получает чаемое, явившийся Христос говорит ему: «Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим», а ошеломлённый Фома только восклицает: «Господь мой и Бог мой!».

Святитель Феофан Затворник размышляет: «Господь мой и Бог мой!» — воззвал святой апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасённым быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот ещё не верует в Господа, как следует... Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самим делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть».

Так что Антипасха — скорее праздник для «добрых сомневающихся»: жаждущих новых открытий, ищущих и горящих, готовых именно в вере подражать Фоме.

Святой апостол Фома — один из 12-ти апостолов.

Родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Услышав о благовести Иисуса Христа, оставив всё, последовал за Ним.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

Церковное предание гласит, что впоследствии святой апостол Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и в Индии.

За обращение в Христову веру сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключён в темницу. Здесь жестоко испытывали его веру, требуя отречения, и в итоге убили, пронзив пятью копьями.

Часть мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

Красная горка — древний народный праздник славян, совпадающий по времени проведения и содержанию с Антипасхой.

Красная горка связана с проводами зимы (символ: уничтожение смерти) и встречей весны (символ: торжество жизни).

Праздник Красной горки принято встречать на холме (горке) когда начинается рассвет, оттого праздник так и назван. Более того, народные гулянья проходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега — «красных», т.е. красивых. В разных городах и деревнях Красную горку праздновали по-своему, но везде в этот день старались или сыграть свадьбу, или совершить помолвку.

Венчание на Красную горку — древнейший славянский обряд сочетаться браком в день праздника Красной горки.

Иное название: Фомино воскресение.

Старинная русская пословица утверждает: «Кто на Красной Горке женится, тот вовек не разведётся».

Этот народный обычай жив до сих пор. Многие молодые люди даже в XXI в. стараются венчаться именно на Красную горку, веря, что тогда их совместная жизнь будет спокойной и счастливой.

Символично, что именно среди православных сложилась добрая традиция венчаться на Красную горку, как ещё в народе называют Фомино воскресение. Церковь, сама, как невеста, убранная для жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облачённое в «порфиру и виссон», возглашает: «сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину», а хор, или по-церковному «лик», воспевает: «святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся».

Венчание в этот день означает обет верности перед лицом вечно живого Бога, воссоединение во Христе, выражение готовности жертвовать собой ради другого, по примеру святых мучеников. Апостол Фома здесь выступает ярким примером, когда в конце своего земного пути он принял мученическую смерть за христианское благовестие и отдал свою жизнь во имя познанного им Христа.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть