Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВАВИЛОН

Вавилон – 1) древний город в Месопотамии, расположенный в исторической области Аккад в 85-ти км на юго-запад от современного Багдада. 2) образ, символизирующий богоборцев. 3) символ, связанный с царством антихриста, обозначающий могущественные и коварные богопротивные силы.

Вавилон основан не позднее III тысячелетия днэ.

В XIX-VI вв. днэ. – столица Вавилонии.

Вавилон являлся важным политическим, экономическим и культурным центром Древнего мира, одним из крупнейших городов в истории человечества, «первым мегаполисом», известным символом христианской эсхатологии и современной культуры.

Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла.

Геродот, поведавший миру о семи чудесах, побывал в Вавилоне, где он видел эту легендарную Вавилонскую башню. Случилось это за четыре с половиной века днэ. Хотя Геродот и не включил Вавилонскую башню в число чудес, но оставил её краткое описание: башня возвышается над городом, она восьмиэтажная, и каждый этаж меньше предыдущего. Именно поэтому художники, знакомые с описанием Геродота, старались прорисовать в башне восемь этажей.

Геродот писал, что видел башню неповрежденной. Когда через несколько десятков лет в Вавилон вошёл со своим войском Александр Македонский, он обнаружил, что башня разрушается… и приказал снести развалины. Нет, он не хотел уничтожать башню. Наоборот, Александр Македонский решил восстановить её, сделать центром своей новой столицы, где должно было найтись место всем великим богам Востока, но умер в самом начале начавшихся работ.

26 марта 1899 г. – немецкий археолог Роберт Кольдевей раскопал стены древнего Вавилона. В первую же неделю раскопок холмов, представлявших собой груду кирпичей, черепков и пыли, Кольдевей наткнулся на колоссальную стену. Ему повезло, он попал на ту самую стену, о которой Геродот писал, что на ней могут разъехаться две колесницы, запряженные четверками лошадей.

Кольдевей возглавлял экспедицию Немецкого восточного общества, которая осуществляла раскопки города с 1899 по 1917 гг.

Кольдевеем и его коллегами открыт материал нововавилонского, ахеменидского, селевкидского и парфянского времени, а также более ранних эпох, однако в гораздо меньшем объёме. Наиболее документированным оказался нововавилонский период, когда город достиг своего расцвета будучи столицей Вавилонии, крупной империи. Как раз это время наиболее подробно описано в Ветхом Завете, поскольку именно к царствованию Навуходоносора II относится начало «Вавилонского плена».

Экспедиции Р. Кольдевея удалось установить, что в период своего расцвета Вавилон являлся крупным, благоустроенным городом с мощной фортификацией, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Город окружало тройное кольцо стен и ров. Затем сооружена дополнительная внешняя стена, охватывавшая часть предместий.

В плане Вавилон представлял собой почти правильный прямоугольник периметром 8150 м и площадью около 4 км², а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, площадь достигала порядка 10 кв. км.

Колдевей нашёл Вавилонскую башню, вернее, основание Вавилонского зиккурата — Э-Темен-ан-Ки («дома основы Небес и Земли»), как называли его вавилоняне, полагавшие, что на вершине башни обитает сам великий бог Мардук. Но для этого Колдевею пришлось работать в Вавилоне кроме той, первой недели, когда он нашел городскую стену, ещё одиннадцать лет. Колдевей даже оставил примерное описание башни и сделал это на основе одиннадцатилетнего изучения города, его архитектуры и методов строительства.

Вавилон имел тщательно продуманный план: его стены ориентированы по сторонам света, улицы пересекались под прямым углом, окружая центральный храмовый комплекс, представлявший единый ансамбль.

Река Евфрат/Арахту делила столицу на две части – Западный город и Восточный город. С Евфратом сообщалась и система каналов, снабжавших кварталы водой. Обе части Вавилона соединяли два моста – стационарный и понтонный.

Улицы мостили, в т.ч. разноцветным кирпичом. Основную массу построек составляли дома в несколько этажей с глухими внешними стенами и плоскими крышами.

С внешним миром город сообщался посредством восьми ворот. Последние были украшены глазурованным кирпичом и барельефами львов, быков и драконоподобных существ – сиррушей. Барельефы были также открыты и на внешних стенах домов.

В Вавилоне имелось множество храмов, посвящённых различным божествам – Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, однако наибольшим почтением пользовался покровитель города и глава пантеона царства – Бэл-Мардук. В его честь, в самом центре столицы возведён масштабный комплекс Эсагила с семиступенчатым зиккуратом Этеменанки – Вавилонской башней высотой 91 м.

Р. Кольдевею удалось раскопать лишь часть Эсагилы. Севернее, на месте холма Каср, располагались фортификационные сооружения, примыкавшие к Южному дворцу Навуходоносора II; там же открыты сводчатые конструкции, как тогда предполагалось – остатки знаменитых Висячих садов. Массивные укрепления прикрывали парадный вход в Вавилон, путь к которому проходил от Северного дворца по Дороге Процессий через ворота Иштар. Летний или Северный дворцы возведены в виде крепости, охранявший предместья у начала Дороги Процессий.

Богато украшенные ворота Иштар были полностью раскопаны, в основной своей части перевезены в Берлин, установлены в Пергамском музее и реконструированы.

Обнаружение большого количества клинописных текстов, их дешифровка, вкупе с археологическим исследованием других месопотамских городов, открыли перед учёными мир высокоразвитой культуры, достижения которой, как оказалось, имели значительное влияние на развитие многих обществ древнего Востока, а через них – и на европейскую культуру. Уже к тому времени, вероятно, сформировалось крайнее видение места месопотамской культуры в истории древнего Востока, известное как теория панвавилонизма. Её представители – Гуго Винклер, Леопольд Мессершмидт, Фридрих Делич и другие  – полагали, что Вавилония стала очагом цивилизации для большинства народов мира.

С началом Первой мировой войны раскопки велись менее интенсивно.

В 1917 г. приближение войск Антанты вынудило немецкую экспедицию прекратить работы.

Зиккурат (аккадское слово sigguratu — «вершина») – многослойное культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры, которое представляло собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид.

Английский археолог Леонард Вулли раскопал зиккурат в городе Уре, на юге Вавилонской империи. Тот, в отличие от Вавилонской башни, сохранился настолько, что можно было с уверенностью говорить о том, каким он был первоначально. И Вулли смог точно реконструировать Урский зиккурат. Его рисунок почти полностью совпал с реконструкцией Кольдевея. Таким образом, завершился тысячелетний труд художников, рисовавших Вавилонскую башню.

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI в. днэ. (около 2047 г. днэ.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна.

Вавилонский зиккурат – самый большой из многочисленных зиккуратов Двуречья, считающийся материальным воплощением Вавилонской башни. Он представлял собой семиступенчатую пирамиду, на вершине которой стоял маленький храм.

Первая терраса была в плане квадратом со стороной девяносто метров. В высоту она достигала тридцати трех метров. Второй этаж мало уступал первому по площади, но был значительно ниже — всего восемнадцать метров, издали обе первые террасы казались одним каменным кубом. Следующие этажи были еще ниже — по шесть метров. Наконец, на верхней площадке стоял пятнадцатиметровый храм Мардука. Он был покрыт золотом и облицован голубым глазурованным кирпичом. Общая высота башни равнялась длине стороны основания — девяноста метрам.

Четкие формы зиккурата не давали глазу скользить по его откосам, взгляд неизбежно передвигался рывками, зритель вынужден осознавать грандиозность сооружения, и пятнадцатиметровый храм на вершине зиккурата, сверкающий и видный за десятки километров, был настолько величествен, что бедные кочевники-иудеи почитали его за воплощение людского могущества, богатства, знатности и спеси. И, почитая так, осуждали изнеженных и богатых жителей города, говоривших на непонятном им языке и презиравших скотоводов. А осуждая, мечтали о том, чтобы их бог, такой же суровый и бедный, как они, покарал и сам Вавилон, и воплощение его — зиккурат Мардука — Вавилонскую башню.

Зиккурат в Вавилоне считался главной святыней царства. Моления начинались внизу, у золотой статуи Мардука, весившей, если верить Геродоту, двадцать четыре тонны. Треугольником к башне была приставлена каменная лестница, которая вела прямо на третий этаж. Оттуда, с террасы на террасу, пилигримы поднимались на верхнюю площадку, где стоял голубой храм и откуда видна страна на много километров вокруг. В голубой храм не мог войти никто, кроме жрецов. В нём обитал сам Мардук. Там стояли его ложе и позолоченный стол.

Площадь зиккурата окружали большие здания, где жили паломники, здесь же стояли дома жрецов — самых могущественных людей в империи. А дальше шумел миллионный город, уверенный в вечности и нерушимости своих стен.

Древнейший город, включённый в список Всемирного наследия, сильно пострадал в последние годы: сперва от действий бывшего президента Ирака Саддама Хусейна, который санкционировал строительство в Вавилоне собственной резиденции, а затем от того, что с началом иракской войны в 2003 году американские военнослужащие устроили на раскопках военную базу.

Почти два года — с апреля 2003 г. по декабрь 2004 г. — этот археологический памятник использовался коалиционными силами во главе с США в качестве военной базы. В результате бездумных действий военных Вавилону нанесён серьезный ущерб, вызванный «рытьём канав, выемкой, перемещением и выравниванием грунта». Военные прокопали сквозь Вавилон длинные, шириной до нескольких метров, траншеи.  Среди наиболее пострадавших основных сооружений оказались знаменитые Ворота Иштара и Путь Процессий. Археологический комплекс разграблен, предметы древности расхищали мародёры, среди которых —солдаты коалиции. Многие экспонаты музеев Навуходоносора и Хаммурапи, ценности Вавилонской библиотеки и архива разворованы и уничтожены. Лишь в 2005 г. комплекс возвращён государственному совету по древностям и культурному наследию Ирака.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть