Leave feedback
Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

2 июля 1933 год

Открыт для судоходства Беломорско-Балтийский канал длиной 227 км

2 июля 1933 г. – открыт для судоходства Беломорско-Балтийский канал длиной 227 км, по которому началась проводка кораблей с Балтийского на Белое море для формирующейся Северной военной флотилии. Построен за рекордные 20 месяцев. Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 г. по инициативе Иосифа Виссарионовича Сталина. Для постройки канала при Совете Труда и Обороны учреждён так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. Решено «при определении стоимости работ… учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам». В связи с этим «при проектировании стройки уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов». По указанию Сталина канал длиной в 227 км должен быть построен за двадцать месяцев – с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых составляла около 280 тыс. человек. Каждый подневольный строитель назывался «заключенный каналоармеец», сокращенно з/к, от чего и произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Большинство заключённых в новый лагерь переводили в основном с Соловецкого лагеря. Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 г. 1 438 заключённых (2,24% от числа работавших), в 1932 г. – 2 010 человек (2,03%), в 1933 г. – 8 870 заключённых (10,56%) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. По другим данным, на стройке Беломорканала погибли от 50 тысяч до 200 тыс. человек.

Год:

1933

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть