16 марта 1936 год
16 марта 1936 г. – с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые два серийных легковых автомобиля «М-1» – это были те самые, знаменитые «Эмки». Это первый отечественный легковой автомобиль, неприхотливый, простой в обслуживании, имевший двигатель в 50 лошадиных сил. «Эмка» серийно производилась на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 гг. Всего изготовлено 62 888 экземпляров. Если до этого, начиная с 1929 г., советские автомобили производились как точные копии западных образцов, то ГАЗ-М1 практически полностью разработан советскими конструкторами. В качестве прототипа для выпуска М-1 в СССР избран Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года. Документация по автомобилю передана ГАЗу американской стороной по условиям договора. Подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно. Адаптацией иностранной модели к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством А.А. Липгарта в составе А.М. Кригера, Ю.Н. Сорочкина, Л.В. Косткина, В.И. Борисова, Н.Г. Мозохина, И.В. Новоселова, Б.Д. Кирсанова и В.И. Подольского. Одним из авторов этой разработки стал знаменитый конструктор Андрей Александрович Липгарт – будущий создатель «Победы». «Эмка» была оснащена 4-цилиндровым двигателем, в отличие от предыдущей модели ГАЗ-А она имела закрытый кузов и новые передние крылья. На ней вместо фрикционных появились гидравлические амортизаторы, колеса взамен спицованных обрели штампованные диски. Водитель мог отрегулировать сиденье под длину своих ног, механический указатель уровня бензина заменили электрическим, переключатель света фар находился под ногой, все двери оснащены форточками, в наличии были также прикуриватель и пепельница. Переднюю и заднюю поперечные рессоры заменили четырьмя продольными, что позволило отказаться от конструкции трубы, в которую спрятан кардан, передававшей толкающий момент от заднего моста непосредственно на раму. Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (но изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из дерматина), передовая для своего времени технология изготовления которого освоена заводом в кооперации с кузовостроительным подразделением компании Ford. Первые опытные образцы М-1 появились в январе 1934 г. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену ГАЗ-А в 1936 г. 16 марта 1936 г. с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли два первых серийных автомобиля, а с 20 мая начался их массовый выпуск, составивший до конца 1936 г. 2 524 машины. 21 марта 1936 г. десять ГАЗ-М-1 ушли в испытательный пробег Горький-Москва-Ленинград-Горький. Машины преодолели 2,5 тысячи км, водители и пассажиры чувствовали себя прекрасно. В этом же пробеге выявлены слабые места в конструкции автомобиля. Следующим стал пробег на 7 тысяч км. Машина с экипажем из трёх московских инженеров благополучно добралась из Горького до столицы, оттуда в Ростов-на-Дону, затем в Сухуми и через Тбилиси в Ереван. Обратно возвращались по Военно-Грузинской дороге. На Кавказе поднимались на Терскол, на высоту 2000 м. В среднем за сутки проходили по 225 км. О её надежности говорит и тот факт, что ещё до пробега машина «намотала» 15 тысяч км.