4 октября 1948 год
4 октября 1948 г. – учреждён главный российский киноархив – Госфильмофонд России. В этот день вышло Постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд). Идея создания национального киноархива активно обсуждалась кинематографистами ещё в 1920-е годы. Основу Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов, спасённая в 1932 г. от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым. Это была коллекция немых фильмов, которая усилиями Комарова перевезена в Государственный техникум кинематографии (ГТК), составив не только собственную фильмотеку Института кинематографии, но в дальнейшем – и Госфильмофонда. В 1933 г. Совет Народных комиссаров принял Положение о создании Главного управления кино фотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР, одной из задач которого определялась «организация всесоюзной фильмотеки (хранилища контрольных экземпляров всех выходящих в СССР кинокартин) и фототеки (хранилища контрольных экземпляров фотонегативов)». 2 октября 1935 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект Постановления о кино негативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически безхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кино фотопромышленности (ГУФК) «построить в 1936 году центральное хранилище негативов в Москве…» Строительство фильмохранилища перенесено в подмосковный поселок Белые Столбы. Строительство начато в 1937г. 28 сентября 1948 г. Комиссия государственного контроля СССР, проверявшая работу фильмохранилища, приняла решение о необходимости его реорганизации во Всесоюзный государственный фильмофонд. 4 октября 1948 г. вышло Постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд). В 1957 г. Госфильмофонд стал членом Международной Федерации киноархивов (ФИАФ). Однако ещё в 1946 г. на Конгрессе ФИАФ в Париже решено признать СССР в лице Госфильмофонда, государственного киноархива страны, членом учредителем Федерации. Директор архива Виктор Привато, возглавлявший Госфильмофонд с 1946 г., единогласно избран вице президентом ФИАФ. С конца 1950 г. Госфильмофонд начал вести активную международную деятельность, осуществляя обмен фильмами, кинопрограммами для показа в архивных кинотеатрах, научной и технической документацией. Архив Госфильмофонда связан со 100 архивами из 70 стран. В соответствии с Уставом ФИАФ киноархивам разрешено организовывать архивные кинотеатры для показа фильмов своей коллекции. Так 18 марта 1966 г. открыт кинотеатр «Иллюзион», на экране которого показаны десятки тысяч фильмов мировой классики. В 1992 году Госфильмофонд СССР переименован в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации. В 1998 г. Госфильмофонд стал членом Ассоциации синематек Европы, которую патронирует Совет Европы. В том же году он внесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из трёх крупнейших в мире киноархивов. С 1997 г. Госфильмофонд регулярно проводит Фестиваль архивного кино «Белые Столбы». В 2007 г. установлена линейка перевода изображения с плёнки на цифру и обратно на киноплёнку. Госфильмофонд – единственная синематека в мире, которая имеет такое оборудование. Территория Госфильмофонда – 170 га. На территории расположена копировальная фабрика, 12 хранилищ для роликов с плёнкой и одно – для бумажной картотеки. Задача Госфильмофонда – зарегистрировать отснятые картины, проверить их на качество, растиражировать, а затем сохранить как минимум на несколько сотен лет. Эталонная копия фильма – единственная в своем роде. С эталона специалисты будут делать прокатные экземпляры. Госфильмофонд располагает самой большой по объёму и одной из лучших в мире коллекций фильмов, насчитывающей более 65 тысяч названий, начиная от немых фильмов братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 г., до современных российских и зарубежных картин: 334 дореволюционных фильма; более 20 тысяч картин советского и новейшего периодов истории России; около 40 тысяч фильмов иностранного производства; 850 тысяч коробок; десятки тысяч фотографий и киноплакатов. Согласно правилам, каждый прокатчик обязан прислать в Госфильмофонд одну копию фильма (отечественного или зарубежного), который выходит на экраны. Главное отличие этой крупнейшей синематеки мира от прочих собраний такого рода состоит в том, что Госфильмофонд принимает абсолютно все картины и не производит селекции.