29 октября 1967 год
29 октября 1967 г. – в городе Рудне открыт памятник первой в мире батарее ракетных миномётов капитана Ивана Андреевича Флёрова. 3 июля 1941 г. батарея, вооружённая семью экспериментальными боевыми машинами НИИ-3 БМ-13 (позднее получившими название «Катюша») и одной 152-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, отправлена на Западный фронт. Утром 14 июля 1941 г. батарея «Катюш» накрыла сначала огнём скопление немецких войск на Базарной площади города Рудня. До упомянутого залпа по железнодорожной станции Орша – по одной из версий, где произведён первый залп реактивных миномётов – оставалось ещё 5 часов и около 140 километров пути до новой позиции. Однако в Орше тогда стояли свои красноармейские части и свои эшелоны. Ведь до 16 июля 1941 года ни один немецкий солдат еще не вступил в город. И ни одного немецкого эшелона не было на станции Орша ни 14, ни 15, ни 16 июля. Немцам после захвата каждой станции требовалось прежде всего переделать железнодорожные пути под более узкий европейский стандарт. Да, не 14, а 16 июля 1941 года, через два дня после боевого крещения в Рудне, батарея капитана Флёрова действительно стерла с лица земли железнодорожную станцию Орша, но вместе с советскими эшелонами, чьи грузы, прежде всего цистерны с горючим, не должны были достаться врагу. Такова версия, более подробно изложенная историком Второй мировой войны – свидетелем первых залпов «Катюш» в 10 часов утра 14 июля 1941 г. по Рудне – Андреем Сапроновым. «В 15 часов 14 июля 1941 г. капитан Флёров дал команду открыть огонь. Семь пусковых установок БМ-13 нанесли удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. За семь-восемь секунд батарея выпустила 112 реактивных снарядов. Железнодорожный узел стёрт с лица земли. В 16 часов 45 минут произведён второй залп – по переправе через реку Оршицу». 19 июля 1941 г. батарея произвела три залпа по городу Рудне, когда батальон 5-й пехотной дивизии сменял 12-ю танковую дивизию. Потери 5-й пд составили 11 человек убитыми и 60 человек ранеными. 20-22 июля 1941 г. батарея действовала вдоль шоссе Москва – Минск в районе Слободы, Ерши-Невище, Ерши-Пустошь, Куприно. 5 августа 1941 г. батарея вышла из Смоленского котла. Последний залп в составе частей Западного фронта дала в 10:00 7 августа 1941 г. под Пнево, прикрывая переправу советский войск. Батарея в составе 42-го отдельного артиллерийского дивизиона принимала участие в боях под Ельней и Рославлем. 2 октября 1941 г. батарея Флёрова оказалась в полуокружении, отрезанная с востока танковым клином Гудериана. 7 октября 1941 г. Вяземский котёл закрыт у г. Вязьмы. Батарейцы прошли более 150 километров и сделали всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, Флёров приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь (Уранский район, Смоленская область). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, капитан Иван Андреевич Флёров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. В 1995 г. поисковыми отрядами обнаружены и перезахоронены у деревни Богатырь останки Ивана Андреевича Флёрова и шести его товарищей. На месте обнаружения останков (в поле) установлена памятная плита.