Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

1 ноября 1899 год

На воду спущен крейсер «Варяг»

1 ноября 1899 г. – на воду спущен крейсер «Варяг», подвиг моряков которого стал синонимом славы русского флота. «Варяг» построен в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 г. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Крейсер строился по заказу царского правительства в американской Филадельфии на судоверфи Крэмпа, со стапелей которой до этого уже сошли крейсеры «Европа», «Азия», «Африка» и «Забияка». Ещё только велись корпусные работы, а в Филадельфию уже начали прибывать русские моряки из будущих экипажей кораблей. Их становилось всё больше, и тогда община русских эмигрантов решила построить в этом американском городе православную церковь – Андреевский собор. По случаю спуска корабля в храме состоялся торжественный молебен, на котором присутствовали официальные представители американского правительства, русский посол, военный и военно-морской атташе России. В городской газете «Филадельфия инкуайер» на первой полосе опубликована большая статья, посвященная этому событию. Однако полностью строительство корабля завершено только весной 1901 г., а 10 марта 1901 г. крейсер покинул Филадельфию. Провожать его вышло всё русское население города. Во время русско-японской войны 27 января (9 февраля) 1904 г. крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Утром 27 января 1904г. капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности». По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчётливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» взорван, «Варяг» затоплен. Когда в 1904 г. пришла весть о героической гибели «Варяга» в неравном бою, в Андреевском соборе состоялась торжественная панихида по погибшим. С тех пор каждый год 9 февраля здесь поминальной молитвой чтут память русских моряков. В 1905 г. японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное безстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством. Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой. Во время первой мировой войны, в 1916 г., Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. Корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. 22 марта 1916 г. крейсер, получивший прежнее название, зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 г. корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и Георгиевский вымпел. Кораблю стал необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 г. его отправили на судоверфи в Глазго. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. После революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 г. продала его Германии как металлолом. Очевидно, своенравный корабль был решительно не согласен так закончить свою жизнь... Очевидно, быть разрезанным на куски на заводе представлялось ему позорным... Очевидно, он, столько лет, проведший в японском плену, кое-что перенял у восточной державы. В 1920 г. по дороге на место разделки легендарный «Варяг» попал в шторм и сделал себе харакири, выбросившись на скалы и вспоров днище у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. 4 июля 1976 г. по инициативе потомка русских эмигрантов, бывшего офицера военно-морских сил, а на тот момент протодъякона Андреевского собора в американской Филадельфии Павла Карноуха, в церкви открыт музей легендарного русского крейсера. Прихожане образовали мужской хор имени «Варяга». Всем его участникам сшили русскую морскую форму, на безкозырках начертано имя корабля. Хор и по сей день выступает перед прихожанами. Весной 2003 г. в России начались съёмки двухсерийного документального телефильма «Крейсер «Варяг», и летом того же года организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 г. съёмочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Фёдоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции. 30 июля 2006 г. в шотландском посёлке Ленделфут, недалеко от того места, где нашёл своё последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 г. открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 г. затонул российский крейсер.

Год:

1899

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть