10 ноября 1898 год
10 ноября 1898 г. – на воду спущен линейный ледокол «Ермак», построенный по замыслу вице-адмирала Сергея Макарова. Судно заложено в Ньюкасле на стапелях английской фирмы «Armstrong Whitworth» в декабре 1897 г. по заказу России и построен за 10 месяцев. Это первое в мире судно подобного класса, способное преодолевать тяжёлые льды двухметровой толщины. В феврале 1899 г. «Ермак» пришёл в Кронштадт, сокрушая 80-сантиметровый лёд на его рейде, и расчистил дорогу судам, стоявшим в Ревеле, а в начале апреля вскрыл Неву, что позволило необычно рано открыть навигацию – уже 17 апреля в порт пришёл первый пароход. Летом 1899 г. «Ермак» под командованием вице-адмирала Сергея Макарова совершил поход в Арктику к острову Шпицберген для ледовых испытаний. Ледокол пробыл в эксплуатации вплоть до 1963 г. «Ермак» знаменит ещё и тем, что в феврале 1900 г. принял депешу по «безпроволочному телеграфу» Александра Попова о льдине с рыбаками в Финском заливе, и поспешил на спасение людей. Это первое в отечественной истории «практическое» применение радиосвязи. 11 апреля 1900 г. ледокол стянул с камней острова Гогланд новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», выброшенный на берег жестоким штормом. В эту же зиму ледокол вывел затертые во льдах Финского залива пароходы и крейсер «Громобой». 14 ноября 1914 г. после начала Первой мировой войны ледокол-труженик зачислен в состав Балтийского флота и продолжал выполнять проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 г. германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс. В Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт ледокол «Ермак» вместе с другими ледоколами провел через Финский залив и спас все боевое ядро Балтийского флота – 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов. 26 марта 1949 г. в связи с полувековым юбилеем корабль награждён орденом Ленина. В 1963 г. корабль-ветеран вышел в свой последний рейс в Арктику.