13 ноября 1851 год
13 ноября 1851 г. – открыто движение поездов по 645-километровой Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой. Первый поезд прошёл это расстояние за 21 час 45 минут. В первом «всенародном поезде» находилось 17 пассажиров первого класса, 63 – второго и 112 – третьего класса. Николаевская железная дорога стала третьей по счёту в Российской империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения. До 1855 г. дорога носила название Санкт-Петербурго-Московская, а с 1923 г. переименована в Октябрьскую. Земляное полотно дороги возводилось шириной 9 метров 45 сантиметров и было рассчитано на два рельсовых пути. Земляные работы проводились вручную. В пределах этой магистрали построено свыше 30 железнодорожных станций, 184 моста, проложены 69 водопропускных труб, 19 путепроводов, а ширина колеи 1524 мм стала обязательной для всех железных дорог России! Вокзалы сооружались под руководством главного архитектора дороги Тона, позже его сменил архитектор Желязевич. По всей линии построили железнодорожные казармы, сторожевые дома и переезды через полотно дороги. Между станциями провели телеграф. В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный – из 15. Средняя скорость движения поездов составляла 29,6 километров в час. Постепенно скорость увеличивалась, а время в пути сокращалось. Уже в 1913 г. поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии «С» Сормовского завода преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за то же время, что и современные поезда, курсирующие на маршруте. В 1932 г. на Октябрьской железной дороге появились пассажирские паровозы серии «ИС» Коломенского завода и пущен экспресс «Красная стрела», на перегонах развивавший скорость до 120 километров в час. А в 1965 г. между Ленинградом и Москвой начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора», способный разгоняться до 160 километров в час. Но и это – не предел. В 1984 г. в график движения введён электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода. Он ходил лишь раз в неделю, зато развивал скорость до 200 километров в час, проводя в пути около пяти часов. В конце минувшего века магистраль Петербург-Москва подверглась коренной реконструкции, фактически по современным технологиям построена новая железная дорога. И теперь составы могут достигать скорости 250-260 километров в час.