28 августа 1851 год
28 августа 1851 г. – открыто сквозное железнодорожное движение между Петербургом и Москвой. В этот день из Петербурга в Москву по железной дороге перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, другие войска. Открыто сквозное железнодорожное движение между столицами – 644 км. Это стала самая протяжённая двухпутная железная дорога в мире. Первым начальником железной дороги назначен инженер путей сообщения А.Н. Романов, до того работавший на Царскосельской линии. Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 604 версты (644 км). На дороге построены 34 станции четырёх классов, каждая из которых имела не менее четырёх железнодорожных путей. На всех станциях I и II класса (всего 9 объектов) построили сооружения для заправки паровозов водой и локомотивные депо. Возведены около 200 мостов на каменных опорах, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов, сторожевые дома и переезды. Между станциями использовался телеграф фирмы Сименс. В 1854 г. телеграфную линию переложили – она стала воздушной. Три провода подвешивались через изоляторы на деревянные столбы, расставленные с шагом 67 м. В качестве защиты от снежных заносов на железной дороге применялись защитные лесопосадки и деревянные щиты вдоль трассы. Строительство дороги потребовало решения грандиозных инженерных и организационных задач, больших финансовых вложений, привлечения множества отечественных и зарубежных специалистов, значительного числа рабочей силы. В возведении дороги приняли участие более 800 тыс. рабочих, преимущественно из числа крепостных крестьян. Попытка наладить производство рельсов в необходимом объёме не увенчалась успехом: рельсы для Николаевской дороги пришлось закупать за границей. Извлечены важные уроки: в России начато строительство современных прокатных станов. Производство паровозов, пассажирских и товарных вагонов освоено в Санкт-Петербурге, на Александровском чугунолитейном заводе (в настоящее время – Пролетарский завод в составе Объединённой судостроительной корпорации). Первыми пассажирами стали военные. За три дня на 9 поездах из Петербурга в Москву по железной дороге перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии. 31 августа из Санкт-Петербурга отправился царский поезд, который состоял из 9 вагонов. Официальное открытие магистрали Петербург-Москва 13 ноября 1851г. ознаменовалось пуском первого «всенародного поезда». В 11 часов 15 минут утра поезд из 6 вагонов – двух мягких, трёх жёстких и одного багажного вагона – двинулся в путь. В поезде находилось 192 пассажира – 17 пассажиров первого класса, 63 – второго и 112 – третьего класса. Поезд прибыл в Москву в 9 часов утра следующего дня, пробыв в пути 21 час 45 минут. «Санкт-Петербургские ведомости» написали тогда: «1-е ноября останется днём, навсегда памятным для России: в этот день происходило... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы – голову и сердце России». Существует легенда – в день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колёса забуксовали, и поезд остановился. Чтобы уменьшить скольжение колес, пришлось мазать рельсы сажей, образующейся в паровой машине... Николаевская железная дорога не была первой в России. Уже эксплуатировалась Царскосельская дорога, а на многих крупных предприятиях грузы перевозились по собственным железнодорожным веткам. Но реализация столь масштабного проекта оказала огромное влияние на экономику страны, дав толчок развитию многих отраслей. Позже к Николаевской железной дороге присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Путешествие вместе с остановками занимало 19 часов. Первое время плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла: в первом классе 19 руб., во втором – 13 и в третьем – 7 руб. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом – на открытых платформах. Для сравнения: в 1820-х гг. стоимость одного билета на дилижанс из Петербурга в Москву составляла 95 руб., а путь занимал 4-5 суток. За такое же расстояние, пройденное пассажиром на пароходе по маршруту «Одесса – Керчь», в 1849 г. пришлось бы заплатить 16, 9 или 4 руб. за билет 1, 2 или 3 класса соответственно. Перевозка грузов из одной столицы в другую, в зависимости от вида, стоила от 9 руб. 16 коп. до 24,42 р. за тонну. Золото и серебро перевозились за 48,84 р. за тонну груза. В 1834 г. стоимость перевозки гужевым транспортом из Москвы в Петербург составляла от 37 до 61 руб. за тонну груза, а из Твери до Санкт-Петербурга водным транспортом по Вышневолоцкой системе – 18 руб. за тонну. Перемещение отдельных вещей по железной дороге стоило: 75 рублей – перевозка дилижанса, 50 руб. – кареты, 25 руб. – саней, телеги или дрожек, 10 руб. – лошади, 5 руб. – крупного скота, и в 3 руб. обходилась перевозка собаки. Практически всю работу по эксплуатации железной дороги выполняли воинские подразделения. В 1851 г. сформировано 14 отдельных военно-рабочих рот, 2 кондукторские и одна телеграфная роты. Небольшое число гражданских чинов в основном являлись начальниками станций, кассирами и канцелярскими служащими. Военно-рабочие роты, общей численностью 3500 человек, занимались охраной мостов и переездов, а также организацией работы станций. В кондукторских ротах состояли машинисты, их помощники, кочегары и кондуктора, всего 550 человек. Телеграф обезпечивала рота из 290 военнослужащих. С переходом линии к частным владельцам воинские формирования упразднены. В 1855 г. новая магистраль и вокзал в столице названы в честь императора Николая I. 27 февраля 1923г. Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую, а вокзал получил действующее по сей день название – Московский.