АНАЛОГИЯ
Аналогия (греч. analogia — соответствие, сходство; англ. analogy) — 1) выявление сходств и подобий различных предметов и явлений. Например, принимать решения по аналогии, 2) метод познания путём сравнения, сходства, 3) способ убеждения, 4) широко применяемая в зарубежной рекламе техника создания новых слов, при которой новые слова имитируют существующие. Например, название Ice Capade создано по аналогии с Escapade. 5) употребление, вызванное влиянием таких элементов языка, которые образуют более продуктивную модель, на связанные с ними другие элементы языка.
Понятие «аналогия» введено Аристотелем и обозначало функциональное, и морфологическое сходство органов различных организмов. Р. Оуэн уточнил это понятие как функциональное подобие, противоположное гомологии. Ч. Дарвин считал, что аналогия возникает в ходе эволюции в сходных условиях жизни в результате приспособления к окружающей среде организмов далёких систематических групп.
Рассуждения по аналогии – это любой тип мышления, который опирается на аналогию. Аргумент по аналогии – это явное представление формы рассуждения по аналогии, в котором приводятся общепринятые сходства между двумя системами в поддержку вывода о существовании некоторого дальнейшего сходства.
В целом (но не всегда) такие аргументы относятся к категории усилительных рассуждений, поскольку их выводы не следуют с уверенностью, а поддерживаются только с разной степенью силы. Однако правильная характеристика аргументов по аналогии всё ещё является предметом дискуссий.
Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие. То, что является основой сравнения, должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Таким образом, по аналогии человек может принять решение либо отвергнуть его. Рассуждения по аналогии нередко приводили к научным открытиям. По словам Джозефа Пристли, пионера в области химии и электричества: «Аналогия – наш лучший проводник во всех философских исследованиях; и все открытия, которые были сделаны не случайно, были сделаны с её помощью».
В основе аналогий лежат образование и актуализация ассоциаций. Часто применяется и целенаправленный поиск аналогий. Иногда рассуждения по аналогии являются единственной доступной формой обоснования гипотезы. Так, например, метод этнографической аналогии использовался для определения вероятного значения странных отметин на горлышках глиняных горшков моче, найденных в Перуанских Андах. Современные гончары в Перу используют такие же знаки, называемые сигналами, для обозначения собственности. Эти знаки позволяют мастерам вернуть собственные изделия, когда несколько гончаров делят печь или хранилище. Рассуждения по аналогии могут быть единственным способом вывода в прошлое в таких случаях, хотя этот момент является предметом спора. Аналогичные рассуждения могут иметь аналогичное значение для космологических явлений, которые недоступны из-за ограничений на наблюдение. В психодиагностических исследованиях затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут быть показателем недостаточного развития мышления или его нарушений.
Значительная часть изменений языка происходит по аналогии: сходство между предметами в одних отношениях влечёт за собою уподобление их в других отношениях. Аналогии вызывают изменения в грамматическом строе языка, возникновение новых грамматических категорий. Считается, что язык становится устойчивым при развитой системе аналогий, поскольку языковые закономерности и выдержанная система самого языка поддерживается главным образом по аналогии.
Коммерческие названия и торговые марки, созданные методом аналогии, обычно сочетают как значения корней, из которых составлены, так и впечатление от того слова, которое имитируют /104, с. 133/. При помощи этой техники словотворчества образовано слово motorcade (англ. автоколонна), сконструированное по аналогии со словом кавалькада. В свою очередь, ASPENCADE (англ. aspen — осина) стало прообразом названия ралли.
Названием помещения для разведения вымирающего калифорнийского кондора в национальном парке Сан-Диего стало CONDORMINIUM по аналогии с термином condominium (англ. товарищество владельцев квартир).
Название EMPIRIN пародирует ставший общеупотребительным термин ASPIRIN (аспирин), Laundromat (что-то вроде «стиркомат») подражает слову Automat,
Метафизическая аналогия — различие и подобие вещей, существующих в единстве.
Атрибутивная аналогия — вид аналогии, при которой то, что является основанием подобия двух вещей, переносится с первого члена аналогии на второй. Например, по аналогии с человеческим телом поступки человека рассматриваются как «здоровые».
Пропорциональная аналогия — вид аналогии, при которой каждый из членов аналогии содержит нечто, в чём он в одно и тоже время подобен и не подобен другому.
Этнографическая аналогия используется для интерпретации ненаблюдаемого поведения древних обитателей археологических раскопок или древней культуры. Этот метод основан на сходстве найденных артефактов с теми, которые используются ныне живущими народами.