АПРИОРИ
Априори (лат. a priori — изначально; англ. a priori) — 1) независимо от опыта; знание, которое предшествует опыту; гипотетическое знание. 2) в переносном смысле — заранее, предварительно.
Противоположное: апостериори.
Априори как понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него, введено в средневековой схоластике. Схоласты делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение.
Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины и применением интеллектуальной интуиции, составляющей одну из главных «способностей души».
За такой постановкой проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности, что человек не только отражает, но и творит мир (В.И. Ленин, ПСС, 5 изд., т. 29, с. 194). А это вело к поискам в самом сознании тех факторов, которые могут выступать как предпосылки познавательной деятельности. Поэтому попытки выделить знание априори отражали стремление выделить внутренний источник активности мышления. Наибольшего развития эта линия достигла в системе Иммануила Канта, в которой априорное знание рассматривалось как условие необходимости и всеобщности опытного знания.