Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БУТАН, КОРОЛЕВСТВО

Бутан, королевство – государство в Южной Азии, расположенное в труднодоступной части Восточных Гималаев между Индией и Китаем.

Официальное название – Королевство Бутан.

Самоназвание – Друк-Юл (на языке бхотия), что означает Страна дракона. Причиной такого названия послужили сильные штормовые ветра, бушующие в отрогах Гималаев в период муссонов.

Само имя страны – Бутан или Бхутан, можно перевести с санскрита как «окраина Тибета», образовано в результате сложения тибетских основ Bod (Тибет) + anta (окраина), что означает окраина Тибета.

Занимает площадь 47 тыс. кв. км. Более 50% земель расположено выше 3000 м над уровнем моря, 20% — покрывают ледники и вечные снега.

Население 1,55 млн человек – на 1993 г.; преимущественно бхотия.

По данным последней переписи, предпринятой в 2005 году, население Бутана составляло 672 425 человек, однако по неким причинам общая численность населения, по мнению аналитиков, занижена в три раза.

Городское население 13% – на 1985 г. в 2024 г. городское население составляло 21%, соответственно, сельское население— 79%.

Бутанцы являются одним из самых самобытных этносов планеты. В местном населении соединились черты древнейших горных племен Азии, кочевых и полукочевых народов Индокитая и многочисленных народов индийского субконтинента.

Официальный язык Бутана – бхотия (дзонг-кэ, близок к тибетскому).

Бхотияосновная этническая группа Бутана, составляющая половину населения.

Друкпа – это скотоводы, живущие на гималайских хребтах в Бутане высоте от 3500 м. Друкпа пасут стада яков и обменивают ячье молоко, сыр, шерсть и мясо на товары, производимые в средней полосе.

Друкпа входят в тибетско-бирманскую языковую семью.

Дзонгкха (dzongkha) – официальный язык Королевства Бутан, который относится к сино-тибетской языковой семье.

Синонимы: Дзонг-кэ.

Ближайшим языковым родственником дзонгкха является сиккимский язык.

Слово дзонг-кэ переводится как язык, на котором разговаривают в дзонгах, а дзонгами называются монастыри-крепости в Бутане.

Государственная религия – буддизм ламаистского толка (Друкпа-Кагьюпа, 75% населения). Также широко распространены индуизм (около 25%) и христианство.

Буддизм, его определённая школа, Друкпа Кагью, является государственной религией Бутана.

Столица Бутана – Тхимпху.

Тхимпху – столица Бутана и другие крупные города страны славятся размеренной провинциальной атмосферой.

Тхимпху самая необычная столица в мире и одна из наиболее древних столиц планеты, хотя современному городу не более полувека. Её население не превышает 50 тысяч человек.

Это единственная столица планеты без светофоров, и одна из немногих, в которой совершенно отсутствуют ультрасовременные здания из стекла и бетона. Вся архитектура Тхимпху построена на многовековых традициях местных зодчих, наводнена ярко украшенными фасадами и вздымающимися в небо шпилями, придающими городу очаровательный средневековый колорит. Здесь действует беспрецедентный закон, согласно которому даже вновь строящиеся здания должны создаваться с применением форм и мотивов традиционной архитектуры Бутана.

Доминируя над горизонтом, на холме выше Тхимпху стоит внушительный Траши-Чхо-Дзонг («Крепость благословенной религии», XIX-XX вв.) – символ и гордость столицы. Этот обширный монастырь, ранее игравший немаловажную роль в обороне и культурной жизни столицы, теперь размещает на своей территории дворец верховного ламы и королевскую резиденцию.

В непосредственной близости лежат Национальный мемориал Чортен, Школа традиционной живописи или Национальный институт Зориг-Чусум, а также Национальная библиотека с её обширным собранием древних рукописей, считающимся лучшим собранием религиозной и исторической литературы на Гималаях. Национальный институт традиционной медицины, лежащий южнее Траши-Чхо-Дзонг, интересен как крупнейший центр народной медицины в Гималаях.

В столице расположена Королевская школа искусств, Национальный текстильный музей, Художественная школа Тхангка и множество других культурных учреждений. А колоритные улочки города заслуживают внимания сами по себе. Здесь можно часами бродить меж невысоких зданий, каждое из которых не похоже на соседнее и чаще всего заботливо украшенное с использованием традиционных мотивов. А меж домов раскинулись небольшие сады и крошечные парки. В Тхимпху находится фабрика по производству традиционной бумаги из волокон растений, а красочные марки, которыми славится королевство, можно купить на Главпочтамте Тхимпху.

По всему городу, который, в общем-то, довольно невелик, можно обнаружить множество магазинов, торгующих местными изделиями кустарных промыслов и текстилем.

Ближе к вечеру, после 19.00, Тхимпху практически вымирает – не работают магазины, закрыты рестораны и кафе, на улицах почти никого. Днём же здесь можно легко оказаться в компании высокопоставленного правительственного чиновника или монаха, при этом должностные лица совершенно безбоязненно «выходят в народ» и присутствуют практически на всех праздничных мероприятиях наравне с простым людом.

В самом центре Тхимпху на берегу реки Ванг-Чу каждые выходные раскидывается обширный и колоритный рынок. Сюда стекается большая часть населения столицы, а сам рынок служит не столько местом торговли, сколько главным источником информации, сплетен и центром общественной жизни. Поблизости от рыночной области раскинулся Национальный стадион Чанглимитханг - главное место проведения соревнования по национальному виду спорта - стрельбе из лука. Причем каждое соревнование сопровождается обязательным участием команд в народной одежде и интересными ритуалами.

Город Паро – это воздушные ворота страны, расположенный в 7 км от столицы.

Паро – единственный международный аэропорт Бутана и центр обширной и плодородной долины Паро, широко известной своими пейзажами, колоритными деревнями и обилием исторических построек, начиная с многочисленных монастырей, и заканчивая множеством прихотливо украшенных резьбой жилых домов. Долина Паро – одна из самых населенных областей в стране, а также центр западной части страны, населенной народностями непальского происхождения.

Главная достопримечательность Паро – уникальный монастырь Таксанг-Лаханг-Дзонг («Логово тигра»). Основанный Гуру Римпоче на месте пещеры, в которой медитировал сам Падмасамбхава, в наши дни он является одной из главных буддистских святынь страны. Здесь сосредоточено 8 отдельных храмов, водопад (в нём купались жены Падмасамбхавы, пока он медитировал), несколько монашеских хижин, а над монастырем, по склонам горы, прилепилось ещё насколько монастырей и культовое место – детское кладбище. Ритуал детского погребения здесь настолько отличается от европейских норм, что кладбищем это место можно называть относительно.

Лайя, деревня – самый высокогорный населённый пункт в стране, деревня Лайя располагается на высоте в 3700м, на склоне горы Тсенда-Ганг.

Вокруг лежат высокогорные пастбища (средняя высота этих мест около 4600 м), холодные межгорные долины и покрытые снегом гималайские пики, с которыми резко контрастируют красочные конические бамбуковые шляпы пастухов народности лайяп. Эта этническая группа насчитывает всего 800 человек, но обладает собственным языком, обычаями и костюмами. Деревенские женщины носят специфические бамбуковые шляпы с бамбуковым шипом наверху, богато украшенные бусами чёрные шерстяные жакеты, длинные шерстяные юбки и украшают себя большим количеством серебряных драгоценностей, среди которых попадаются даже чайные ложки. Добраться сюда можно лишь на вертолёте или длинными караванными тропами через горы и перевал Лайя-Гаса – один из самых труднопроходимых перевалов мира. Зато в случае успеха можно пройти самыми необычными маршрутами планеты, проходящими через нетронутые альпийские луга и живописные горные деревни. А если повезет, то в этих местах можно увидеть неуловимого снежного барса или редчайших синих овец.

Древняя столица Бутана (до 1955 г.) и зимняя резиденция Чже-Кемпо Пунакха лежит в восточной части страны, в одноименной долине, образованной рекой Пунакха. Сам город расположен на высоте 1300 м над уровнем моря, что для Бутана почти низина, и имеет мягкий субтропический климат, что делает окружающую долину одним из самых плодородных мест страны.

Вангди-Пходранг – живописный административный округ. Вангди-Пходранг также является наименованием дзонга, основан в 1638 г. Шабдрунгом, а также административного центра дзонгхата Вангди-Пходранг.

Это второй по величине дзонгхаг Бутана. Площадь дзонгхага составляет 4 181 кв. км². Наивысшая точка – 5 800 м выше уровня моря. Наинизшая — 800 м выше уровня моря. Летом умеренно жарко, а зимой — прохладно.

В дзонгхаге проживает 31 135 человек – на 2005 г.

Главная достопримечательность города – уникальный храмовый комплекс Пунгтханг-Дечэн-Фодранг-Дзонг («Дворец большого счастья») или Пунакха-Дзонг. Не менее интересны Чими-Лакханг или («Храм изобилия») – место паломничества бездетных пар, покрывающий всю вершину горы монастырь Вангдипходранг-Дзонг и Дзонг-Чанг.

Дорога, бегущая от города на север, к перевалу Дочула, славится прекрасными видами на обширные сосновые леса и маленькие горные деревушки. Не менее колоритна дорога от Вангдипходранга к Тронгса, проходящая через живописные перевалы Чёрных гор, мимо красивейшей долины Пхобжикха (Фобжика).

В долине Пхобжикха раскинулся Национальный парк Чёрных Гор, охраняющий вымирающих черношеих цапель, гималайских чёрных медведей, снежных барсов и красных лис. Окружающий Вангдипходранг район широко известен своими резчиками по камню и ткачами.

Тронгса – наследственный домен правящей династии Бутана и место расположения самой внушительной крепости страны, город Тронгса расположен в самом центре Бутана. Отсюда династия местных монархов веками правила страной, здесь до сих пор расположена резиденция принца. Город является крупнейшим светским и религиозным центром страны, чей лабиринт храмов, узких улочек и колоритных деревянных зданий, украшенных резьбой, привлекают сюда тысячи паломников.

Центром города является неприступная крепость Тронгса-Дзонг – наследственный дом королевского семейства. Это самый внушительный дзонг в королевстве, представляющий собой обширный многоярусный мини-город со своими улицами, ступенчато сбегающими вниз с холма, который практически весь занят зданиями дзонга. Тронгса-Дзонг считается одним из самых значимых образцов традиционной бутанской архитектуры, а в его стенах в декабре-январе ежегодно проводится один из главных праздников страны – фестиваль Тронгса.

Также привлекательны оборонительная башня Та-Дзонг, зимний дворец второго короля Бутана Куенга-Рабтен с его роскошной библиотекой, а также прекрасный Чендебжи-Чортен, построенный тибетским ламой Шида на высоте 2430 м, на месте победы над одним из злых духов местного пантеона.

Бумтханг – духовный центр Бутана и место расположения древнейших буддийских памятников страны провинция Бумтханг находится в месте пересечения четырёх горных долин – Чоскхор (чаще просто «долина Бумтханга»), Танг, Ура и Чхуме. Столица провинции – Джакар (Бьякар), является главным транспортным узлом региона и широко известна своим мёдом, сыром и фруктами.

Бумтханг также широко известен своими мастерами ятхра (ятра) - уникального материала, который особым образом ткут из грубой шерсти местных овец, затем окрашивают во все цвета радуги и делают из него захватывающие дух тканые панно.

Джакар-Дзонг – самый большой и один из самых старых монастырей Бутана, расположенный близ Бумтханга. Первоначально он строился как простой монастырь, но после прихода в 1646 г. к власти короля Шабдрунга был перестроен, и сейчас длина его стен достигает 1,5 км. В настоящее время Джакар-Дзонг используется как административный центр долины Чоскхор и крупный культовый центр.

Монастырь Джампей-Лаганг основан в 659 г. тибетским королем Сонгтеном Джемпо как один из 108 монастырей, окружающих по периметру Южные Гималаи как рубеж защиты от злых духов. Сейчас монастырский комплекс окружен четырьмя чортенами, а в октябре-ноябре здесь проводится Фестиваль Голодных духов или Джампей-Лаганг-Драпа, сопровождаемый ночными танцами с факелами.

Недалеко от Джакара, в долине реки Танг, располагается святое озеро Мебартцо («Пылающее озеро»), на дне которого в XV в., как утверждают легенды, найдены священные тексты и несколько статуй Будды. К берегам озера устраиваются паломничества, здесь проводятся массовые медитации, а по речке Наринг, которая и образует озеро, пускают дощечки с зажжёнными свечами. Маленький монастырь Дорджеби, лежащий на берегу реки в нескольких километрах от долины Чоскхор, широко известен своей изящной белой ступой.

Монгар – небольшой городок, второй по величине в регионе, подобно многим населённым пунктам востока страны построен на склоне холма, потому что долины в Восточном Бутане слишком узки для строительства городов.

Семичасовой путь от Бумтханга до Монгара проходит по одной из самых захватывающих дорог в стране, буквально вырезанной в вертикальных горных склонах. Она бежит мимо великолепных водопадов, величественных скал и зелёных долин, прячущихся меж хребтов и скал. А по окончании пути, в самом Монгаре, можно увидеть один из самых молодых монастырей страны – Монгар-Дзонг, построенный в 1930 г. с полным соблюдением древних традиций, без единого чертежа и гвоздя.

А в 77 км от Монгара начинается один из наиболее изолированных районов в Бутане – провинция Лхентсе, славящаяся своими густыми лесами, ткачами и лучшими тканями в стране.

Ташиганг – город Бутана, лежащий на самом востоке страны, является центром крупнейшей провинции Бутана. Расположенный на небольшой горе, Ташиганг считается религиозным и светским центром восточных провинций, а также растущим коммерческим центром, связывающим Тибет, индийский Ассам и местные горские племена мерак и сактенг. Главными достопримечательностями города являются монастырь Таши-Тхонгмоен-Дзонг, построенный перед устьем пещеры, в которой находятся отпечатки Гуру Ринпоче, а также храм Чортен-Кора в непальском стиле близ города мастеров Янгтсе.

Сактен, долина – изолированная долина, которая лежит на самом северо-востоке Бутана.

Цивилизация явно обошла стороной эти красивые места, а жители долины – народности сактен, шарчоп и брокпас живут так же, как и столетия назад.

Все они, и в первую очередь брокпас, считают себя коренным населением Бутана, а их язык и культура родственны племенам Аруначал-Прадеша (Индия) и Мьянмы (Бирмы). Они отличаются от других этнических групп Бутана не только языком, но и самобытным стилем одежды, фенотипом и образом жизни. Многие учёные считают их потомками древнейшего населения Азии, но совершенно точно известно, что это одно из последних древних полукочевых горных племен континента, чья жизнь до сих пор полностью зависит от яков и овец.

Глава государства – король.

Законодательный орган – однопалатное Национальное собрание (цонгду).

В 1949 г. король Бутана заключил с Индией договор об особых отношениях между двумя странами, безопасность и охрана Бутана гарантированы Индией.

Восточные Гималаи (высота до 7554 м) расчленены глубокими долинами рек бассейна Брахмапутры.

Климат муссонный, в долинах – тропический, в высокогорье – более холодный.

Преобладают леса (лиственные, вечнозеленые, листопадные, хвойные), выше 3500 м – луга, скалы, вечные снега.

Заповедники Джигми-Дорджи, Газа, Манас.

Нгултрум – основная денежная единица Бутана.

Бутан — аграрная страна, входит в число наименее развитых стран мира. Однако в Бутане нет недостатка в продуктах питания, образование и медицина для местных жителей безплатны, безработицы нет; отсутствует резкое социальное неравенство.

Основу экономики Бутана составляют лесное и сельское хозяйство, туризм, выпуск и продажа почтовых марок.

Представлено горное земледелие (зерновые, манго, ананасы, цитрусовые); горно-пастбищное животноводство (як, в т.ч. мускусный бык), горные лесозаготовки.

В Бутане сохранились одни из древнейших лесов планеты и уникальные виды флоры и фауны, а совершенно дикий пейзаж разрывается лишь характерными для Бутана монастырями, славящимися своей архитектурой и традициями.

Действуют предприятия по переработке сельхозсырья и горнодобывающие. Кустарно-ремесленное производство сориентировано на выпуск тканей, ковров, холодного оружия. Художественная обработка металлов, дерева. Производство электроэнергии 1,5 млрд кВт ч (на 1990 г.)

Длина автодорог 2,5 тыс. км.

Экспортируются древесина, фруктовые консервы, уголь, мускус, лак, воск, графит, слоновая кость.

Доходными статьями госбюджета являются иностранный туризм, а также продажа почтовых марок.

Основной внешнеторговый партнер – Индия, на котторую приходится около 95% внешнеторгового оборота.

Для более чем 80% населения сельское и лесное хозяйство является главным источником доходов.

Бутанские культовые сооружения подразделяются на три типа – чортены (ступы, устанавливаются на каком-то памятном месте), хлакханги (храмы) и гомпа (монастыри). По традиции храм или ступу обходят в направлении движения часовой стрелки слева.

Характерной бутанской архитектурной формой является дзонг – укреплённый монастырь, более похожий на замок приличных размеров. Дзонги являются центрами областей Бутана и выполняют одновременно культовые и административные функции.

Обычно у входа в каждый дзонг или гомпа установлен молитвенный барабан кюрде с мантрами (священными текстами), а чаще несколько барабанов или даже целые галереи из барабанов, крутя которые верующие возносят молитвы.

Священные буддийские тексты почитаются в Бутане как главный идеологический ориентир, отсюда и исключительно уважительное отношение бутанцев к книге. Исписанную бумагу здесь никогда не выбрасывают, а обязательно предают огню, как человека.

Министерство счастья королевства Бутан – административный центр, изучающий и вырабатывающий политические, экономические и идеологические меры по достижению жителями Бутана счастья.

Основателю Бутана принадлежит мудрость: «Задачей правительства является счастье народа. Если правительство не может его обезпечить, то для него нет никаких оснований быть правительством».

Идея министерства счастья Бутана появилась в 1999 г. В 2005 г. принято решение о его создании и начале измерений.

Счастье впервые в государственной практике стало основой национальной политики. Власти Бутана официально не рассматривает Валовой Внутренний Продукт как мерило развития экономики, а ориентируется на показатель Валового Национального Счастья (Gross National Happiness). Валовое национальное счастье рассматривается как ключевой элемент строительства экономики, которая призвана согласовываться с буддистскими духовными ценностями. Уровень удовлетворения населения регулярно проверяется Министерством счастья.

До 2017 г. подобного рода учреждения нигде в мире не существовало, но сегодня министерства счастья появились ещё в нескольких странах. Деятельность Министерства счастья закреплена 9 статьёй Конституции Бутана. Практически «валовое национальное счастье» реализуется через пятилетнее планирование развития экономики, при котором прогресс осуществляется медленными шагами, стараясь поддерживать и не разрушать традиционные ценности: семью, культуру, природу, буддийскую религию. Счастье стало государственным институтом, который в 1972 г. ввёл в обиход четвёртый король Бутана Джигме Сингъе Вангчук. «Счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта», – провозгласил монарх. На практике концепция «Валового Национального Счастья» реализуется через пятилетнее планирование развития экономики, при котором прогресс осуществляется медленными шагами, стараясь поддерживать и не разрушать традиционные ценности: семью, культуру, природу, буддийскую религию.

Несмотря на относительно невысокий уровень дохода, бутанцы имеют репутацию довольно состоятельных людей и всячески это подчеркивают. Лучшим способом поддержать свое реноме здесь является постройка большого дома (в королевстве разрешено строить дома только в национальном стиле), красиво украшенного резьбой и росписями, часто довольно фривольными. Жилым обычно является второй этаж, на который ведет довольно крутая лестница, а первый этаж и чердак используются для хозяйственных нужд. Обязательно наличие комнаты для медитации и отдельной кухни. Особое внимание уделяется чистоте - чисто везде, и дома, и на улице.

Среди местных добродетелей числятся религиозность, уважение к себе и к окружающим, трудолюбие и вежливость. При этом последняя черта подчас обретает гротескные формы – бутанец никогда и ничего не требует, а всегда интересуется мнением собеседника и лишь пытается мягко настоять на своём варианте решения проблемы.

Королевские астрологи на каждый год разрабатывают отдельные гороскопы. Но если вдруг на какой-то месяц или день выпадает неблагоприятный прогноз, то король своей властью просто отменяет этот календарный период и заменяет его другим. Поэтому здесь никого не удивляет отсутствие в календаре какой-то определенной даты или наоборот - наличие двух одноименных месяцев при полном отсутствии каких-то других.

XVII в. – Бутан сформировался как единое государство.

С 1907 г. в Бутане установлена монархия.

17 декабря 2004 г. – в Бутане введён полный запрет на продажу и употребление табака. Сигареты нельзя ввозить в пределы страны.

7 марта 1969 г. Бутан присоединился к специализированной организации ООН – Всемирному Почтовому Союзу.

10 октября 1962 г. в городе Пхунчолинг, который расположен на границе с Индией, стало действовать первое почтовое отделение Бутана.

10 октября 1962 г. выпущены первые почтовые марки Бутана. Своим зарождением программа издания марок Бутана обязана американскому бизнесмену Берду Тодду. К 1973 г. марки составляли самую большую статью доходов Бутана.

В 1974 г. – двери Бутана открыты для туризма и с тех пор он является вожделенной мечтой многих путешественников.

Королевство Бутан располагает всего шестью посольствами по всему миру – в Бангладеш, Кувейте, Таиланде, Швейцарии, США и Индии. Бутан поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией через посольство России, расположенное в Нью-Дели.

С 1989 года в обязательном порядке введено ношение в общественных местах национальной одежды, все граждане Бутана обязаны соблюдать народную форму одежды, известную как Дриглам Намжа, пока находятся на публике в светлое время суток. Требования в некоторых округах (дзонгхагах) являются более строгими, чем в остальных. В любое учреждение или храм местного жителя просто не пустят без наличия национальной одежды.

По одежде можно определить статус бутанца, который подчёркивается материалом одежды и особым шарфом, повязываемым через левое плечо. Цвет шарфа и является отличительным признаком – рядовые бутанцы носят белый шарф, чиновники – красный, а желтый – высшая знать и монахи.

Традиционной мужской одеждой является национальный бутанский халат гхо, из-за большой длины подвязываемый широким матерчатым поясом на талии или заколотый у колен.

Женщины носят очень похожий на сари предмет одежды, именуемый «кира». Его обычно особым образом оборачивают вокруг тела с большим запахом, закрепляя декоративными элементами. Национальной женской одеждой являются красочные блузки, поверх которых надевают большой прямоугольный кусок ткани, называемый кира.

Многие животные, в первую очередь собаки, считаются в Бутане священными, поэтому не стоит удивляться обилию на улицах городов целых стай бродячих собак и кошек – на самом деле это не одичавшие животные, а, если можно так выразиться, общественные. Их кормят и берегут всем населённым пунктом.

Характерной особенностью Бутана является повсеместное распространение бетеля, который обладает тонизирующим действием. Поэтому бутанцы поголовно, от мала до велика, жуют его практически круглые сутки, и оттого обладают характерным красно-коричневым налетом на зубах и темными губами. Отсюда же и характерные красные пятна на тротуарах.

Основной продукт питания бутанцев – рис, используемый во всевозможных комбинациях с овощами, разнообразными соусами, шафраном, маслом или кусочками овощей. Хотя в страну ввозится множество сортов белого риса, сами бутанцы предпочитают им местный, немного красноватый вид риса, выращиваемый на плантациях, разбросанных повсеместно по горным склонам. Рис варят, жарят, готовят из него некое подобие плова, мелют в муку и широко используют в супах и гарнирах. В высокогорных районах рис повсеместно заменяется пшеницей, из которой делают различные каши или простые блюда с овощами и животным жиром, а также вареным и печеным картофелем.

Практически к любым блюдам добавляют перец чили во всевозможных комбинациях с маслом, зеленью, фасолью и соусом. Национальным блюдом здесь считается ема-датсе, представляющее собой тушеные в масле со специями стручки жгучего перца в сырном соусе, а также запечённые с сыром грибы. Сыр вообще очень распространенный компонент бутанских блюд. К самым популярным видам сыра относятся датсе (сыр из коровьего молока) и очень специфичный сыр из молока яков, который нарезают маленькими кусочками и высушивают, получая очень твердую массу, хорошо хранящуюся много месяцев. К столу всегда подаются различные овощи и тонкие лепешки из рисовой, кукурузной или пшеничной муки грубого помола.

Постоянно на столе лапша тукпа, яблоки, спаржа, всевозможные овощи и грибы, которых здесь насчитывают около 400 разновидностей, например, кабули-чана-ко-таркари (ореховое карри), хапаи-хантю (гречневые пельмени с овощами) и кампури-бирияни (жаркое из овощей и мяса птицы).

Национальный напиток Бутана – суза или соуза (бутанский чай с маслом). Также повсеместно пьют чёрный и зеленый чай, часто добавляя в него масло, соль и перец. Из алкогольных напитков употребляют местный самогон ара, пшеничное пиво чанг (пьют тёплым) или чанги (употребляют охлаждённым).

В Бутане 109 почтовых отделений, около 15 000 интернет-пользователей, 33 729 телефонных абонентов и 23 000 абонентов мобильной связи – это официальные данные за 2003 г.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть