Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БАСМА1

Басма1 (тюрк. басма — отпечаток) — 1) металлическая матрица, применяющаяся для тиснения узоров на книжных переплётах. 2) тонкая пластина из серебра или золота (с XV в. из белой жести) с рельефным узором, полученная с таких матриц. 3) грамота ордынских ханов, заверенная печатью.

В книгопечатании, иконографии, других искусствах обычно применялись железные штампы, реже деревянные и каменные.

Представляет собой вид ювелирной техники, широко распространённой в церковном искусстве Древней Руси, имеющий в своей основе ручное тиснение по серебряной, золотой или медной фольге: драгоценные оклады, которыми оковывались иконы, предметы церковной утвари и различные элементы интерьера, являющиеся частью убранства храма (киоты, тябла иконостасов, Царские врата и др.)

Для получения оттиска пластину кладут тыльной стороной вверх, на неё штамп, по которому ударяют киянкой (деревянным молотком). Басмяный рельеф отличается от чеканного меньшей чёткостью.

Перед тиснением в качестве основы подготавливали тонкие серебряные листы, обычно позолоченные «через огонь» (амальгамное золочение), затем на матрицу укладывалась полоска фольги, сверху пластина свинца, через которую молотком мастер «выбивал» узор. Популярность басмы объясняется простотой этой техники, возможностью тиражирования, а также экономичностью.

Золото или серебро расковывалось в тонкие листы, что позволяло покрыть большую площадь при малом количестве драгоценного металла. Для прочного сцепления басмы с основой и для того, чтобы рельеф на тонких листах не сминался, перед креплением оклада его оборотную сторону часто покрывали жидкой и клейкой смесью смоляной мастики.

Бордюрные басмы используют для тиснения непрерывного орнаментального узора (обычно по краям переплёта), а также для заполнения орнаментом свободных участков переплётной крышки.

Иногда для тиснения использовались оригинальные произведения церковного искусства или их отдельные детали.

Изготовление басмы получило распространение на Руси с XI в., наследуя византийские традиции украшения икон и храмовой утвари драгоценным металлом. Рельефные узоры, сюжетные изображения, надписи тиснились на металлической фольге через свинцовую пластину или кожу по специально сделанной матрице. Матрицы изготавливались из разнообразных материалов (металл, камень, кость, дерево, стекло) и в разных техниках (литье, скань, резьба).

В узоре серебряной басмы на протяжении XV-XVII вв. заметны ярко выраженные восточные мотивы. Ручное тиснение по фольге получило широкое распространение во всем православном мире, в России имело непрерывное развитие вплоть до конца XVIII в. В XIX в. басму вытесняет штамповка, более производительная и дешёвая по себестоимости техника.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть