ИСКУССТВО АНГОЛЫ
Искусство Анголы — формы духовного самовыражения, характерные для поэтов, писателей, художников, деятелей искусства и культуры Анголы.
Ангола относится к ареалу изобразительных искусств Центральной и южной Африки, воплощает в себе черты так называемого негритянского искусства (Arte Negra).
Ангольский народ испокон веков склонен к художественному творчеству. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки (район тишитунду улу, провинция Намиб), настенная живопись и колоритная декоративная раскраска тел мужчин и женщин. В ангольском художественном творчестве выделяется редкая по красоте отделка масок, для которых характерна широкая цветовая гамма, сочетание причудливых геометрических форм. Разнообразные этнические общины Анголы также имеют свои уникальные художественные навыки. Деревянные маски и скульптуры страны известны своей красотой. Керамическая посуда, бронзовые изделия ручной работы и т.д. также производятся в Анголе.
Ныне искусство возрождается, в октябре 1977 г. учреждён Национальный Союз Ангольских Художников, развиваются такие направления, как скульптура, живопись, керамика, гравюра на дереве и гравюра на металле (бронза), художественное вышивание. Особое значение обрела живопись, в т.ч. станковая живопись.
В 2000 г. Ангольское правительство учредило Национальную Премию в области Культуры и Искусства, которая является высшей наградой страны. Учреждены и стали действовать различные художественные галереи. Среди них наиболее известен Международный Салон Искусств и Выставок (Siexpo) при Музее Естественной Истории.
До настоящего времени в Анголе (2003г.) отсутствует система музеев, где и благодаря которым посредством формирования художественных коллекций можно более глубоко изучить историю и современные тенденции изобразительных искусств Африки.
Настенная живопись Анголы — отдельное направление в национальном художественном творчестве. Ещё португальский этнограф Жозе Рединья отмечал обычай ангольцев создавать картины на стенах своих жилищ: «У местных жителей повсеместно присутствует устойчивое стремление к отображению повседневной жизни своей деревни или чаяний определённых слоёв общества, как правило, стоящих на низшей социальной степени. Настенная живопись используется как способ освободиться от чего-либо, что им хотелось бы сделать, и чего сделать они не в состоянии».
В 2003 г. настенная живопись была воплощена известной в Анголе художницей Терезой Гама. Эстетическая форма данного направления позволяет полностью отобразить весь событийный ряд национально-освободительной борьбы, а также спорта, культуры и т.д. Для настенной живописи также характерны простые формы символизма.
Алвару Масиейра — художник Анголы, первый ангольский художник, представивший свои картины в Москве (выставка «Мифологическая Африка Алваро Масиейры», 2000 г.), считается признанным мастером живописи Анголы.
Антонио Гомеш Гонга (1964, 25.04 –) — художник и скульптор Анголы, выставлял свои работы на художественной выставке в Москве (ноябрь 2003 г.) «Гонга и Марсела: направления в искусстве». Был слушателем экспериментальных курсов Изобразительного искусства в Эш Барракау в 1988 году, окончил в 1990 г. в Луанде Национальное училище изобразительных искусств, после чего работал до 1992 года в Национальном институте культурного достояния. Скульптуре и рисунку учился в Национальной школе изобразительного искусства при Национальном институте художественного и культурного образования, а позже там же преподавал. Соучредитель Бригады молодых художников Анголы и Клуба искусств и ремесел; в 2001 году стал действующим членом УНАП, наиболее значимого художественного объединения Анголы. Является создателем ассоциации Мулемба, организатором различных выставок детского искусства в приютах для бездомных детей. В своих художественных работах (акварель, масло, акрил), нацеленных на поиск символов народного творчества, использует яркие кричащие цвета. В области скульптуры Гонга, переняв опыт самобытной ангольской скульптуры, создаёт новые шедевры. Участвовал в коллективной выставке ангольских художников в Париже, где отмечено: «Когда Гонга говорит, создаётся впечатление, что он бредит; его голос как бы состоит из многих голосов его улыбка — это улыбка человека, который наделён знанием о том, что он пришёл из некой чистоты, из светлых вод, в которых обитают те, кто обретает исконную мудрость предков».
Марсела Кошта — художница, ткач Анголы, выставляла свои работы на художественной выставке в Москве (ноябрь 2003 г.) «Гонга и Марсела: направления в искусстве». Является лауреатом национальной премии культуры и искусства 2002г. Работает в области художественной вышивки.
Родилась 17.09. 1957 г. в ангольской провинции Кванза-Норте. Обучалась в Индустриальном институте в Луанде. В 1984–86 гг. училась художественному ткачеству в Швеции, в 1987 г. — на курсах шелкографии в Бразилии.
В работах Марселы Кошта мистика искусства соединяется с народной мудростью, воплощаясь в вытканных панно. По содержанию —абстракционизм, мистические создания.
Ведёт редкую по напряжённости борьбу, которую она вынуждена вести для продолжения своей творческой деятельности. Много лет, как она потеряла мужа, является многодетной матерью. В Анголе является руководителем проекта «Celamar» (Галерея текстильного искусства).
Традиционно высоко развитым искусством для Анголы является резьба по дереву. Мастера резьбы по дереву издавна изготавливают яркие и интересные фигурки животных и людей, обладающих, согласно распространенным в стране легендам и религиозным верованиям, огромной магической силой. Фигурками и различными изображения украшают в Анголе крыши домов, двери, стены, различную утварь. Чрезвычайно распространено мастерство изготовления масок, циновок, предметов обихода из древесных волокон.
См. Ангола