ВЕДЖВУД
Веджвуд (англ. Wedgwood – по имени англ. изобретателя Дж. Веджвуда) — не покрытый глазурью фаянс и фарфор, который до сих пор считаются эталоном английского качества и эстетичной работы.
Применяется со второй половины XVIII в.
Представляет собой барельефные дощечки с белыми фигурами из этого фаянса, которые использовались как вставки на мебели.
Производство находится в графстве Стаффордшир - самом сердце гончарного промысла всей Англии. Веджвудский фарфор сочетает в себе изысканность и элегантность, историю длинной в 250 лет, в которой были и создание новых технологий производства, открытие новых составляющих исходного материала и другие инновации, то не удивительно, что этот бренд и сейчас считается одним из лучших во всем мире по производству посуды. Его создатель Джосайя Веджвуд (1730-1795 гг.) являлся английским фабрикантом и изобретателем, который проектировал и создавал керамику всех видов. Имя Веджвуда стало нарицательным и дало название множеству изделий, составивших важный этап в развитии мирового искусства.
В детстве Веджвуд, который был 12-м по счёту ребёнком в семье потомственного гончара, перенёс оспу, последствия которой позднее вынудили врачей ампутировать ему ногу. В результате Джосайе трудно было самому работать за гончарным кругом, и, возможно, именно это привело его к тому, что он занялся изобретением и разработкой новых технологий. Сам Веджвуд не был художником, но он обладал интуицией, знанием и опытом, чувством стиля. В 1752—1759 гг. вместе с Томасом Уилдоном он был занят поисками усовершенствования традиционного фаянса, в 1759 г. организовал мануфактуру «Айви-Хауз» (Ivie-House), где производилась керамика всех стаффордских типов.
В 1766 г. Веджвуд получил разрешение на строительство завода в графстве Стаффордшир, в местечке, получившем название Этрурия, (ныне пригород города Сток-он-Трент). С основанием мануфактуры «Этрурия» начался новый этап деятельности Веджвуда совместно с Томасом Бентли (1730—1780гг) – технологом и знатоком античного искусства.
Веджвуд продолжил свои опыты и создал уникальный керамический материал «чёрный базальт» на основе египетской глины. Из него стали изготавливать вазы, подсвечники и различные декоративные изделия, напоминающие своим внешним видом античную бронзу. В 1775 г. им создана необычайно твёрдая фаянсовая масса с сильно спекшимся черепком. Изделия из такой массы можно резать, шлифовать, полировать, как камень. Веджвуд также стал их украшать росписями в подражание древнегреческим расписным вазам. Также Веджвуд изобрел цветную «яшмовую» глиняную массу семи цветов: белого, чёрного, синего, серо-зелёного, тёмно-зелёного, сиреневого и желтого. Джаспер (или «яшмовый») неглазурованный фарфор) стал визитной карточкой фирмы Wedgwood.
С 1773 г. на мануфактуре «Этрурия» стали вырабатывать «восковой бисквит» — из него делали тончайшие рельефы на поверхности яшмового фаянса, напоминающие античные камеи. Белые рельефы на à la cameo («под камеи») наносили на цветную поверхность изделий как аппликацию. Что помогало создать в фаянсовых изделиях имитацию античных резных самоцветных камней – камеи. Такие барельефы обрели значительную популярность в эпоху классицизма. Изделия создавались самые разнообразные от декоративных ваз, чайных и кофейных сервизов до украшений и декоративных вставок мебели, каминов, интерьеров.
Фаянсовые медальоны вставляли в оправу из полированной стали с «алмазной» гранью, напоминающей блеск драгоценных камней. Матовая поверхность эффектно контрастировала со сверкающими «каменьями».
Джосайя Веджвуд стал известен не только своим дизайнерским талантом и прекрасным исполнением керамики, но и своими систематическими, почти одержимыми исследованиями материалов и процессов для улучшения конечного продукта. Особенно интересовали его опыты с цветными глазурями. Он изобрёл гораздо лучшую зелёную глазурь, чем существовавшая ранее.
Преданной поклонницей, созданной на фабрике Веджвуда фаянсовой посуды, являлась сама королева Шарлотта, жена короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Для создания её любимого чайного сервиза использовался лучший сливочный и кремовый фаянс. Кроме того, данный материал покрывался тончайшим слоем глазури. Шарлотта была настолько восхищена этим сервизом, что назвала Веджвуда «Королевским гончаром», и это позволило ему дать своим, довольно простым на первый взгляд фаянсовым изделиям кремового цвета, поначалу называвшимся просто Wedgwood (Веджвуд), громкое название Queen's ware («Королевская посуда»).
Шарлотта являлась не единственной монаршей поклонницей веджвурдского фаянса. В России он получил известность благодаря заказанному Екатериной II в 1773 г. «Сервизу с зелёной лягушкой» для Чесменского дворца. Этот сервиз декорирован изображениями английских поместий. Но даже не он был первым сервизом от английского «королевского гончара» у российской императрицы. До этого неё был приобретён «Хаск-сервиз», названный так из-за орнамента из цветов, колосьев пшеницы и растительных гирлянд. Изготовили его на мануфактуре Wedgwood в короткий срок в 1769-1770 гг. Состоял он из двух частей – обеденной и десертной, из 1500 предметов и был рассчитан на 24 персоны. С самого начала выполнения заказа Веджвуд и его компаньон Томас Бентли окрестили сервиз «русским». Изготавливался этот сервиз из фаянса тёплого кремового оттенка «цвета сливок», так называемого cream-coloured ware. Расписывали предметы «Хаск-сервиза» в декорационной студии в Челси в Лондоне, избрав в качестве рисунка цветы и гирлянды в лилово-сиреневых тонах. «Хаск-сервиз» доставлен ко двору Екатерины II в Санкт-Петербург в 1770 г. Сейчас он находится в Петергофе и насчитывает всего 192 предмета, причём 107 из них – доделки, датируемые 1840-ми годами.
Джосайя Веджвуд «превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство» — именно так написано на его надгробном памятнике в Стаффордшире.
Керамика Веджвуда производится и по сей день и остаётся предметом коллекционирования.