БУРЯ И НАТИСК
Буря и натиск (нем. Sturm und Drag) — литературное движение в Германии конца XVIII в., противопоставившее себя классицизму в целях утверждения национальной самобытности искусства.
Название этого движения взято по названию одноименной драмы Ф.М. Клингера.
Главными выразительными средствами являлось изображение сильных и ярких чувств, при этом авторы отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. По сути, это литературное движение стало немецким вариантом позднего европейского сентиментализма и имело два периода своего развития.
Теоретики движения — Иоганн Годфрид Гердер (1744 – 1803 гг.), немецкий мыслитель, богослов и историк культуры, который стал одним из самых ярких представителей первого периода развития «Бури и натиска» и Иоганн Вольфганг Гёте (1744-1803), прославившийся как гениальный немецкий поэт, философ, мыслитель, естествоиспытатель, просветитель, учёный и политический деятель.
Собственно, именно встреча Гердера и Гёте в Страсбурге в 1770 г. положила начало этому движению. Позже они вдвоём написали и издали свой манифест — сборник «О немецком характере и искусстве». А поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач Фридрих Шиллер (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер, (1759 – 1805 гг.) стал лидером второго этапа развития этого литературного движения.
Творчество писателей, принадлежащих этому движению, отражало рост антифеодальных настроений, и буквально пропитано духом мятежного бунтарства. Приверженцы этого направления немецкой литературы получили прозвище штюрмеры, или как их ещё называли «бурные гении».
Движение «Буря и натиск» отличали многожанровость (поэзия, проза, драматургия, теоретические работы), историзм, культ германской старины, интерес к фольклору, критический дух, отрицание деспотизма, протест против любого насилия над личностью. Воспевался определённый тип героя. Это яркая, сильная личность, индивидуалист, который вступает в конфликт с косной средой.
Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска»: Гёте – роман «Страдания юного Вертера»; Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь».
В движение вошли Я.М.Р. Ленц, Ф.М. Клингер, Г.Л. Вагнер, К.Ф.Д. Шубарт, И.Г. Фосс, Л.Г.К. Хёльти, Г.А. Бюргер, другие драматурги, поэты, литераторы.
«Бурные гении» ратуют также за свободу личности и художника, отрицают рационалистическую догматику классицистов, борются за раскрепощение чувств. Их бунт иногда, например в творчестве Клингера, принимает индивидуалистические формы, но в целом они служили своим словом интересам народных масс, разжигая их гнев к поработителям.