АКМЕИЗМ
Акмеизм (греч. akme — высшая точка; неологизм Н. Гумилёва; англ. acmeism) — течение, возникшее и существовавшее только в русской литературе в начале XX в., который литературоведами определяется как «Серебряный век русской литературы», возникшее в России в 1910–1913 гг. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. У истоков русского акмеизма стояли Н. Гумилёв и С. Городецкий, организовавшие в 1911 г. так называемый «Цех поэтов», куда вошли молодые лирики, которым стали тесны рамки символизма.
Акмеисты (Н. Гумилёв, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева и др.) провозгласили в противоположность символизму необходимость обращения поэзии к человеку, реальному миру. Они настаивали на возвращении слову его первоначального, а не символического смысла. Программные заявления и стихотворения акмеистов публиковались в основном на страницах двух журналов — «Аполлон» и «Гиперборей». Одной из первых статей, где были изложены художественные принципы акмеизма, является публикация Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Она напечатана в 1913 г.
В качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма положен реалистический взгляд на вещи. Туманную зыбкость и нечёткость символов требовалось заменять точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов, должно обрести свой изначальный смысл. Высшей точкой в иерархии ценностей для акмеистов являлась культура, тождественная общечеловеческой памяти. По оценкам советских литературоведов, поэзия акмеистов характеризовалась индивидуализмом, эстетством, формализмом. Акмеисты, как и символисты, декаденты и представители других литературно-поэтических течений, олицетворяли разлагающуюся дворянско-буржуазную идеологию, были проповедниками упадочничества, пессимизма. Культ чувственности, извращённой эротики, поэтизацию буржуазного паразитизма акмеисты выдавали за «жизнеутверждающее искусство». После Великой Октябрьской социалистической революции группа акмеистов распалась.
Акмеист – последователь акмеизма.