Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕСТЕРН

Вестерн (англ. western — западный) — 1) жанр приключенческого кино, возникший в США; ковбойский фильм. Вестерн сродни полуцирковому представлению о Диком Западе со стрельбой и скачками. 2) термин «вестерн» употребляется также применительно к американской литературе приключенческого жанра с аналогичными сюжетами. 3) современный вид конного спорта – соревнования ковбоев.

Представляет собой приключенческий фильм из жизни первых поселенцев американского Запада.

Первым вестерном стал фильм «Большое ограбление поезда», реж. Э. Потер, 1906 г.

Классическую модель вестерна разработал актёр и режиссер Г. Андерсон. Он создал образ ковбоя Брончо Билли, любимца зрителей. Так, одни и те же персонажи (с неизменными чертами характера, костюмами) становятся участниками одной и той же истории. В результате благородный ковбой побеждает злодея-преступника. На втором плане действуют шериф, владелец салуна и красивая девушка.

Для вестерна характерно безпрестанное движение, бешеные скачки, постоянная стрельба, безконечные драки, идеализированные герои.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев любил смотреть ковбойские фильмы с участием Чака Коннорса.

Популярность жанра вестерна недолго ограничивалась границами США, перебравшись в начале 20-х гг. прошлого века на Евразийский континент и породив множество подражаний. Но особенно популярным этот жанр приключенческого фильма стал во второй половине XX в.

Спагетти-вестерн – фильмы итальянских кинематографистов, снятых в жанре американского вестерна.

Название жанру дали западные кинокритики, увидевшие в итальянских вестернах пародию на голливудские фильмы. Спагетти-вестерны стали выходить на экраны с середины 60-х годов. Фильм режиссера Серджо Леоне (1929 — 1989 гг.) «За пригоршню долларов» (1964 г.) стал одним из первых по кассовым достижениям, положив начало известному образу Клинта Иствуда – молчаливого стрелка со взглядом из-под бровей. Фильм открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные черты. В частности, эти фильмы представляют собой скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Впрочем, в картинах итальянских кинематографистов, снятых в данном субжанре, также, как и в голливудских, прослеживаются определённые штампы: подчёркнутая меткость персонажей при стрельбе из любого вида огнестрельного оружия (ружья, пистолеты, револьверы), чёткое разграничение персонажей на «хороших» и «плохих», перенос акцента с сюжетной логики на эффектный зрительный ряд и т.д. Но именно «спагетти-вестерны» сделали культовой фигурой охотника за головами. И именно в этом субжанре появился другой – «сапата-вестерн», затрагивающий тему мексиканской революции. И ещё одна заслуга итальянских кинематографистов, снимавших свои шедевры в жанре вестерна – они ввели в число типичных для этих картин сюжетную линию «предательства», когда трое персонажей или три ведущие партии постоянно объединяются по две против третьего, то и дело меняя стороны в преследовании своих противоречащих друг другу интересов. Сами «спегетти-вестерны» часто снимались на территории Испании, совместно с испанскими киностудиями, поскольку местная природа напоминает американскую.

Сапата-вестерн – субжанр вестерна, обыгрывающий тему мексиканской революции.

Истерн (англ. eastern — восточный) – фильм-альтернатива американскому вестерну, снятый в социалистических странах.

Название этому субжанру придумали тоже как альтернативу вестерну: «western» — «западный», а «eastern» — «восточный». Советским людям повезло видеть истерны гораздо чаще, чем вестерны. Советский кинозритель буквально обожал югославского актёра Гойко Митича, исполнявшего роли отважного индейца Чингачгука.

Чаще всего вспоминают про восточногерманские фильмы киностудии DEFA с югославско-индейским Чингачгуком — Гойко Митичем. На взгляд кинокритиков тех времён, не только западных, но и советских, «дефа-вестерны» были слабее американских аналогов. Что не мешало им стать весьма популярными в среде советских зрителей, особенно младшего поколения. Триумф фильмов про индейцев в СССР по своим масштабам был сопоставим разве что с «тарзаноманией». Особенно полюбились советскому зрителю вышедшие в 70-х гг. фильмы: «След Сокола» (реж. Готфрид Кольдитц), «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Оцеола» (реж. Конрад Петцольд), «Текумзе» (реж. Ханс Кратцерт).Само собой разумеющееся, что в этих фильмах, в отличие от вестернов, самыми положительными героями являлись индейцы.

В Румынии помимо фильмов про индейцев снимали и свой, «карпатский вестерн» про гайдуков. В 1967 г. на советских экранах демонстрировался первый такой фильм — «Гайдуки», снятый создателем этого субжанра режиссёром и сценаристом Диной Кочей (наст. имя Константин Коча, 1929 -2013 гг.). После небольшой передышки в советский кинопрокат попали сразу пять «карпатских вестернов» про гайдуков всё того же режиссёра: «Похищение девушек»(1968 г.), «Месть гайдуков» (1968 г.), «Приключения гайдука Ангела» (1970 г.), «Неделя безумных» (1971 г.), «Приданое княжны Ралу» (1972 г.)

Любили европейские кинематографисты снимать совместные истерны. Так в том же 1972 г. на советских экранах демонстрировались два франко-румынских вестерна, снятых на рубеже 70-х по книгам Фенимора Купера: «Приключения на берегах Онтарио» и «Прерия». Авторами обоих были французский режиссёр и сценарист Пьер Гаспар-Юит (1917 – 2017 гг.) и румынский режиссёр, сценарист и актёр Серджиу Николаеску (1930- 2013 гг.)

Басмач-кино – неофициальное название советского истерна, развивающего тему борьбы с басмачеством в годы установелния советской власти в Туркестане.

Советский истерн – не существующий как таковой термин, обозначающий фильм, снятый в Советском союзе, в котором представлены все штампы, свойственные голливудским вестернам.

Данный термин официально нигде не используют, но его можно встретить в отдельных кинообзорах и статьях по истории российского кинематографа. В советской кинематографической классификации такие фильмы значатся как «приключенческие». Но, по существу, они являются именно истернами. Часто представляют собой очень разные и порой совершенно не связанные между собой ни строгим жанром, ни местом и временем действия картины. Большинство из них заимствовали у голливудских вестернов определённые сценарные и постановочные клише и атмосферу. Но сами сюжеты, как правило, разворачивались в либо в Средней Азии, либо на Кавказе. И снимались эти картины в основном на киностудиях «Казахфильм», «Киргизфильм», «Узбекфильм», «Азербайджанфильм». Впрочем, «Ленфильм» и «Мосфильм» тоже подарили несколько картин в этом жанре, вошедших в золотую коллекцию советского кино. Разумеется, сюжеты были связаны либо с борьбой за советскую власть, либо с ликвидацией банд в послевоенный период.

Самым первым советским истерном считается (и является) двухсерийный кинороман «Красные дьяволята», снятый в 1923 г. кинорежиссёром Иваном Перестиани по одноимённой повести Павла Бляхина. Фильм о событиях Гражданской войны и, как не трудно догадаться по году создания, немой и чёрно-белый. Сюжет прост: злодеи-махновцы во время налёта на маленький украинский городок убивают рабочего-большевика Петрова. Остаются двое детей — Мишка и Дуняша. Они выручают закабалённого хозяевами уличного акробата негра Тома Джексона и втроём приходят к Будённому проситься в разведчики, чтобы воевать с Махно. Дьяволята совершают невероятные подвиги, переживают массу приключений, а в конце приволакивают «батьку» в мешке к красным. В этом первом советском истерне наличествуют все голливудские штампы вестерна: лихие погони, перестрелки, прыжки на крышу поезда, джигитовка, падения с обрыва в море, переправа по канату через пропасть, три положительных главных героя, безпринципные отрицательные герои, опознать которых легко с первого взгляда. Фильм снят на Тбилисской (Тифлисской) киностудии и сразу же после выхода на экраны стал, как сейчас говорят, кинематографическим хитом, несмотря на то, что автор повести Павел Бляхин публично выказал недовольство тем, как «перекроили» его повесть. Ведь в его произведении таких приключений у главных героев не было, да и сами герои были другими, достаточно сказать, что в повести нет чернокожих героев, там один из дьяволят – китаец по имени Ю-ю. Но не нашёл Перестиани во всей Грузии ни одного циркача-китайца, пришлось заменить его синегальцем Кадором Бен-Салимом. Кстати, все трюки в этом фильме актёры выполняли сами, именно поэтому актёрский состав режиссёр набирал из цирковых артистов. Поскольку герои должны были ездить верхом, прыгать с круч, бегать по крышам мчащихся вагонов, режиссёр решил присмотреть исполнителей главных ролей в тифлисском цирке. 20-летний Паша Есиковский (Есиков) джигитовал в конной группе — он стал Мишкой. 17-летняя Сонечка Жозеффи (Липкина) ходила по проволоке — вот и Дуняша. Чернокожий Кадор Бен-Салим боксировал, ходил колесом. Ему, можно сказать, предстояло сыграть себя, ведь накануне революции Кадора в составе цирковой труппы привезли в Россию и бросили в охваченной сначала революцией, а потом Гражданской войной стране. Юный чернокожий циркач чем только не занимался, в т.ч. воевал у Чапаева. Троица очаровала весь Союз.

Перестиани, следуя «буржуазной» практике сериалов, выпустил «Дьяволят» в двух сериях. Убедившись, что фильм пользуется популярностью у зрителя и не вызывает особых нареканий у власти, он снял ещё несколько кинолент в том же жанре: «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской», «Иллан Дилли». Но эти фильмы оставили гораздо меньший след в истории советского кино, по сравнению с «Красными дьяволятами».

К сожалению, долгое время считалось, что кинолента с «Красными дьяволятами» утеряна безвозвратно, осталось лишь несколько вырезанных из основной ленты сцен. Позже, уже в 80-х гг. найдена и полностью восстановлена одна копия, хранившаяся где-то в провинции. Но зато сохранилось несколько копий ремейка, снятого по «Красным дьяволятам» в 1943 г., уже озвученного.

В 1936 г. выходит ещё один советский фильм в жанре истерна – «Тринадцать» известного режиссёра Михаила Ромма. Это первый советский «пустынный истерн». По сюжету десять демобилизованных красноармейцев и трое «гражданских» сталкиваются с басмачами — одними из главных кинематографических бандитов в советском искусстве — и обороняют от них колодец посреди пустыни. В то время этот фильм вдохновил не только советских зрителей, но и американца Золтана Корду, снявшего в 1940‑е гг. фильм «Сахара», где в Северной Африке экипаж американского танка оборонял колодец от немецкого батальона. «Сахару» даже номинировали на «Оскар», а в 1990‑е сняли ремейк. Но в Советском Союзе после выхода фильма «Тринадцать» на долгое время жанр истерна был забыт, возродившись лишь в 60-х годах. Сначала в 1962 г. на экраны выходит лента «Дороги, которые мы выбираем» – одна из трёх киночастей, входящих в фильм Леонида Гайдая под названием «Деловые люди». Причём именно эта часть – самая серьёзная, по-настоящему драматическая. Ведь в ней лучший стрелок Дикого Запада по кличке Акула Додсон, которого сыграл Владлен Паулус, произносит фразу, ставшую на долгие годы культовой: «Боливар не выдержит двоих». Все три части ленты отсняты по рассказам американского писателя О.Генри, и хоть остальные две – «Родственные души» ( в главных ролях Юрий Никулин и Ростислав Плятт) и «Вождь краснокожих» (в ролях Георгий Вицин — Сэм, мошенник, Алексей Смирнов — Билл Дрисколл, напарник Сэма, Сергей Тихонов — Джонни Дорсет, он же Вождь Краснокожих, Георгий Милляр — Эбенезер Дорсет, отец Джонни) под жанр истерна не попадают (скорее это красный или советский истерн), в целом весь фильм очень схож с голливудскими вестернами. Но в бытующей классификации значится, как комедия.

В 1966 г. на экраны вышли легендарные «Неуловимые мстители», снятые по мотивам всё тех же «Красных дьяволят». Но сюжет, герои, кинематографические приёмы уже другие. Этот истерн снят режиссёром нового поколения Эдмондом Кеосаяном, с новыми героями и новыми «приключениями. Чернокожего атлета Тома Джексона заменили на Яшку Цыгана; добавлен четвёртый «дьяволёнок» – Валерий Михайлович (Валерка) Мещеряков; Нестор Махно заменён на Гната Бурнаша и добавлен самый яркий и запоминающийся персонаж – одессит Буба Касторский. История о четырёх молодых «мстителях» времён Гражданки, устроивших победоносную партизанскую войну против распоясавшихся в окрестностях Херсона бандитов, собирала полные залы. Прокатная статистика зафиксировала более 50 миллионов зрителей.

Несмотря на то, что снятые в 1966 и в 1968 гг. продолжения истории «Неуловимых» — «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи» — уже не отличались свежестью идеи, провальными они также не стали. И сегодня эта трилогия входит в стандартную обойму контента российских телеканалов.

Дальше уже пошла даже не волна, а цунами истернов, снятых на советских киностудиях. Список наиболее смотрибельных истернов, показанных в Советском Союзе за пятилетку (1969–1973 гг.), выглядит следующим образом:

1969 г. — «Встреча у старой мечети» («Таджикфильм», реж. Сухбат Хамидов), «Всадники революции» («Узбекфильм», реж. Камиль Ярматов); «Выстрел на перевале Караш» («Киргизфильм», реж. Болотбек Шамшиев, в главной роли Суйменкул Чокморов – самый истерновый актёр среднеазиатского кино 70-х гг.)

1970 г. — «Засада» («Киргизфильм», реж. Геннадий Базаров), «Разоблачение» («Таджикфильм», реж. Тахир Сабиров), «Белое солнце пустыни» («Мосфильм», «Ленфильм», реж. Владимир Мотыль), «Красные пески» («Узбекфильм», реж. Али Хамраев), «Конец атамана («Казахфильм» реж. Шакен Айманов).

1971 г. — «Гибель чёрного консула» («Узбекфильм», реж. Камиль Ярматов ), «Стреляй вместо меня» (Рижская киностудия, реж. Янис Стрейч ), «Мужское лето» (Литовская киностудия, реж. Марионас Гедрис ), «Семеро сыновей моих» («Азербайджанфильм», реж. Тофик Тагизаде).

1972 г. — «Алые маки Иссык-Куля» («Киргизфильм», реж. Болотбек Шамшиев), «Достояние республики» (Киностудия им. Горького, реж. Владимир Бычков), «Последний перевал» («Азербайджанфильм», реж. Кямиль Рустамбеков), «Горячие тропы» («Узбекфильм», реж. Юлдаш Агзамов).

1973 г. — «В чёрных песках» («Ленфильм», реж. Искандер Хамраев), «Седьмая пуля» («Узбекфильм», реж. Али Хамраев).

Большинство истернов создавались на южных студиях, что неудивительно: снимать «басмач-кино» в Советском Союзе в те годы было модно. Хотя некоторые режиссёры южных студий старались разнообразить репертуар: так, узбекский постановщик Юлдаш Агзамов перенёс действие своего истерна в 1943 г.: в нём рассказывалось о том, как чекисты уничтожают отряд гитлеровских диверсантов, которых забросили в пески Средней Азии под видом советских солдат.

По-настоящему культовым стал истерн (сейчас многих удивит, что именно к этому жанру относится любимый миллионами фильм) «Белое солнце пустыни». По сути, это классический голливудский вестерн: благородный герой – красноармеец Сухов – вообще-то едет по своим делам, но не может пройти мимо произвола бандитов и спасает от гибели сразу несколько красавиц. Сначала планировали назвать фильм «Спасите гарем», но в Минкульте посчитали это название странным и неприемлемым, поэтому пришлось остановиться на «Белом солнце пустыни». Сам фильм снят весьма просто, на основе минимального бюджета. Вместо большой актёрской массовки – солдаты окрестных гарнизонов. С реквизитом помогли местные жители, которым режиссёр Владимир Мотыль разрешил исполнить небольшие роли. Не было проблем в огромной стране и с колоритной натурой. Место для съёмок нашли под Махачкалой, рядом находились санаторий и девственно нетронутый берег Каспийского моря. В голливудской версии товарищ Сухов непременно закрутил бы роман с Гюльчатай, а наш лишь писал романтические письма законной супруге «любезной Катерине Матвеевне». Ковбой из вестерна – почти всегда герой-любовник, окружённый горячими мексиканками и ловкими мошенницами. В него были тайно влюблены даже благородные дамы, а дочери фермеров бросали свои поля, вооружались до зубов и рисковали жизнью. В советских же истернах любовная линия не просто третьестепенная, её зачастую вовсе не было. Именно «Белое солнце пустыни», фильм, который изначально задумывался как «красный вестерн», стал эталоном совершенно нового субжанра – советского истерна. С характерными героями: красноармейцем Суховым, весьма напоминающим по характеру русского солдата из народных сказок, того самого, что и кашу из топора сварит, и Марью Искусницу из плена Чудища Морского вызволит; таможенник Верещагин — бывший имперский унтер-офицер, который на краю цивилизации, спиваясь от безысходности, рассуждает о державе и патриотическом долге; Гюльчатай, для которой советская пропаганда равенства мужчин и женщин, наверное, так и осталась чудачеством нового господина. И всю мудрость сюжета кинокартины её главный герой вложил в одну фразу «Восток- дело тонкое».

После 1972 г. «истерновая» лихорадка в советском кинематографе несколько спала: фильмы этого жанра продолжали сниматься, но уже в меньшем количестве. Однако именно в этот период на свет и появился шедевр, которому суждена будет громкая слава и долгая жизнь в сердцах благодарных зрителей – фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это история о том, как уже после окончания Гражданской войны в некоем городке на юге нашей страны группа чекистов охотится за похищенным бандитами золотом, которое они готовили к отправке в помощь голодающим Поволжья.

Фильм вдохновлялся картинами Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли и, в частности, вестерном «За пригоршню долларов» (1964 г.). У атамана банды, бывшего есаула Брылова, сыгранного самим Михалковым, даже шляпа вполне ковбойская. А уж сцена налёта на поезд – мотив безчисленного количества вестернов. В кинокартине всё по классическим голливудским образцам: ограбление поезда и похищение золота, предательство, отчаяние и настоящая мужская поддержка. Музыка из этого фильма стала знаменитой, как и актёры, по тем временам, сплошь новые имена: Юрий Богатырёв, Александр Кайдановский, Константин Райкин, Сергей Шакуров. Одно из предварительных названий фильма – «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком» — чем-то напоминает заголовки шедевров с Клинтом Иствудом. В итоге получилась похожая, но специфическая история — герой-одиночка, чекист Егор Шилов, хоть и мечется меж двух огней, находя случайных попутчиков и временных соучастников среди «чужих», всё же преследует цели, далёкие от представлений жителей Дикого Запада. Он стремится к золоту не ради обогащения, а чтобы вернуть его в советскую казну. Большую часть фильма снимали в Чечне, Аргунском ущелье. В ходе съёмок группе под предводительством Никиты Михалкова пришлось пережить немало приключений.

Наряду с «басмач-кино» (почти официальное название советских истернов, снимавшихся в 70-х гг.), обрели популярность «приключенческие киноленты», рассказывающие о событиях, происходивших на Дальнем Востоке и в Сибири либо в годы Гражданской войны, либо сразу после неё. Так в 1975 г. выходит истерн «Пропавшая экспедиция», снятый режиссёром Вениамином Дорманом. Как и вышедшее годом позже прямое продолжение этого фильма – кинокартина «Золотая речка» – оба фильма более всего похожи на классические американские вестерны, повествующие о золотой лихорадке, которая пришлась на вторую половину XIX века и, в частности, сделала именем нарицательным северо-американский регион Клондайк. Любопытно, что один из героев «Пропавшей экспедиции», бывший царский офицер Кирилл Зимин, сыгранный Александром Кайдановским, выглядит практически копией бывшего ротмистра Лемке – его героя в «Свой среди чужих, чужой среди своих», снятом за год до «Пропавшей экспедиции». И даже тема золота та же.

Кинокритики к жанру истерна также относят детективную драму Александра Прошкина «Холодное лето 53-го», снятую в 1987 г. на киностудии «Мосфильм» и ставшую последней работой великого русского актёра Анатолия Папанова, умершего прямо на съёмочной площадке этого фильма. В отличие от всех прочих истернов, действие переносит зрителя в то страшное время, когда после смерти Сталина была объявлена самая большая амнистия в истории СССР, из-за чего страну наводнили «откинувшиеся» опасные преступники. Герои фильма – политические заключённые на поселении в Сибири – «английский шпион», бывший главный инженер Николай Павлович Старобогатов, которого все зовут Копалычем, и «изменник Родины» бывший разведчик капитан Сергей Басаргин, которого все зовут Лузга, оказываются единственными, кто может, рискуя жизнью, спасти местных жителей от бандитов. Великолепно сыгранный дуэт Валерия Приёмыхова и Анатолия Папанова – по сути своей старатели в вестерне про всё того же нового шерифа в городе, который в этот раз откровенно струсил и не оставил им выбора, когда надо было спасать ни в чём не повинных мирных жителей. Эстетика ковбойских лент прекрасно вписалась в быт сибирской глубинки и растворилась в нём, почти неузнаваемо.

Российский кинематограф XXI в. не очень тяготеет к жанру истерна. Тем не менее, в 2020 г. на экраны вышел фильм «Красный призрак» реж. Андрея Богатырёва. В этом фильме эстетика вестерна привнесена в историю времён Великой Отечественной. «Красный призрак» – притча-истерн об одиноком мстителе, байки о котором передаются из уст в уста, наполняясь все новыми, подчас фантастическими деталями. Молодому режиссёру удалось снять фильм на такую важную тему, как Великая Отечественная, в крайне необычном и ярком стиле. По интонации его можно сравнить с «Безславными ублюдками» Квентина Тарантино, который также черпал своё вдохновение из классических вестернов.

Красные или советские истерны, как такие фильмы чаще всего называют на Западе, отличаются от советских истернов тем, что являются всё теми же историями про Дикий Запад. Сюда можно отнести, например, ленты «Всадник без головы» (1973 г.), «Вооружён и очень опасен» (1977 г.) или «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 г.)

Вестернский – построенный по модели вестерна, свойственный вестерну.

Вестерномания – маниакальная увлечённость вестернами.

Вестерновик – тот, кто работает в жанре вестерна.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть