БУТУУ УДЭР
Бутуу удэр – в Бурятии и Монголии буддийский праздник последнего предновогоднего дня.
Празднование Нового года в буддизме приходится в разные годы на конец января – середину марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Точную дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам.
«Бутуу удэр» по-бурятски означает «закрытый», «глухой» или, переводя дословно, «тёмный». Строго говоря, бутуу случается в конце каждого месяца, но особенно отмечается лишь перед Новым годом по лунному календарю.
Само понятие «бутуу удэр» как тридцатого, завершающего дня последнего зимнего месяца, называемого по-монгольски «лавай», часто воспринимают как символ старого года, уходящего в «темноту» времени.
Бутуулэх – традиция проводов старого года называется «бутуулэх». У бурят перед новым годом, точнее перед бутуу спешили рассчитаться с долгами, будь это деньги, скот или услуги и обязательства. Важно было также помириться с тем, с кем случился разлад или ссора.
Более чем за месяц до самого праздника наводили порядок в юрте, выгребали весь мусор и сжигали его в юго-восточном направлении. Затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения.
Из сундуков доставали праздничную одежду, шили красивые шёлковые и меховые наряды. Приготавливали подарки. У бурят есть обычай подавать закуренную трубку, дарить платки и куски китайского шелка (хадак), в знак учтивости, дружбы, уважения.
Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые с начищенными бляхами, сбрую и седло.
Хозяйки готовили кушанья и начинали выставлять их на стол во второй половине дня. Садились вечером дня бутуу в полном составе – от стариков до молодежи, всей семьей. Все в нарядных одеждах, застегнутых на все пуговицы, и, согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах. Начинали с чая, который сначала преподносили огню и богам, а потом хозяйка наливала хозяину дома, затем остальным домочадцам. Архи, молочной водки, удостаивались лишь те, возраст которых перевалил за 50 лет.
Накануне нового года совершается обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): вывешиваются изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей становятся яства, зажигаются «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы).
В праздник принято совершить символический обряд «ломки», т.е. вскрытия. Например, ломается кость барана и извлекается из него мозг; открывается непочатая бутылка молочной водки.
Некоторые буряты в Бутуу удэр соблюдают строгий пост, отказываясь от употребления в пищу мяса и других продуктов, связанных с убоем живых существ. Эти день и ночь необходимо провести в молитвах.
В бурятском селе Ацагат сохранилась традиция, когда на Бутуу удэр детишки ходят от дома к дому, где их одаривают сладостями и подарками. На этот день каждая местная семья запасается пятнадцатью килограммами конфет для детей.
В дацанах накануне нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану. Хуралы относятся к чисто церковной деятельности духовенства. Посещение их для мирян – добровольное дело.
В последний день старого года Бутуу удэр проводится хурал в честь защитницы Балдан Лхамо – покровительницы Учения Будды в странах северного буддизма. В канун нового года она нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение.
По поверьям, для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до шести утра первого дня нового года, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдан Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.
Новый год по лунному календарю наступает не в полночь, как в европейской традиции, а утром – с восходом солнца.
Также в день Бутуу удэр все верующие имеют редкую возможность поклониться и получить благословение от драгоценного тела Пандито хамбо-ламы Даша-Доржо Итигэлова (глава буддистов России, чье тело обнаружено нетленным в 2002 году в Бурятии) в течение всего дня до позднего вечера.