АПОКАЛИПСИС
Апокалипсис (греч. apokalypsis — откровение; англ. Apocalypse, the Revelation of St. John the Divine; исп. Apocalipsis) — 1) пророчество о конце света, страшном суде и наступлении тысячелетнего царства божьего после победы Иисуса Христа над антихристом. Эти пророчества содержатся в Библии. 2) гибель, катастрофа.
Апокалипсис или Откровение является пророческой книгой Нового Завета. Эта книга написана Иоанном Богословом на острове Патмосе в конце I в. с целью придать мужества гонимым христианам и рассеять их опасения в том, что касается будущности Христианства. Доказательством авторства Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова служит сходство этой книги с его Евангелием и посланиями не только по духу, но и по слогу, и, особенно, по некоторым характерным выражениям.
Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I в. нэ. Так, например, святой Ириней пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана.» Историк Евсевий (начало IV в.) сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15-му году царствования Домициана. (царствовал в 81-96 гг. после Рождества Христова). Согласны церковные писатели первых трёх веков нашего века и в указании места написания Апокалипсиса, которым они признают остров Патмос, упоминаемый самим Апостолом, как место получения им откровений (От. 1:9). Патмос находится в Эгейском море, на юг от города Ефеса и в древнее время был местом ссылки. В первых строках Апокалипсиса святой Иоанн указывает цель написания откровения: предсказать судьбы Церкви Христовой и всего мира. Цель написания Апокалипсиса — изобразить предстоящую борьбу Церкви с силами зла; показать методы, какими дьявол при содействии своих слуг воюет против добра и истины; дать руководство верующим, как преодолевать искушения; изобразить гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом.
Иносказания и символика Апокалипсиса изображаются в христианской иконописи и настенной живописи. Так, наиболее известным изображением является трубящий архангел на огненном коне, извещающий о втором пришествии.
Ныне апокалипсические силы ассоциируются с гибелью природы, атомной бомбой, вооружениями, агрессивными действиями сверхдержав. При этом имеют в виду четырёх апокалипсических всадников, о которых говорится в гл. 6 Откровений Иоанна (чума, война, голод, смерть), их изображение у Дюрера и Бёклина.
Апокалипсис — книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Она состоит из 22 глав, разделённых на четыре части.
В первой части Сын Божий является Иоанну, в руках Его судьбы Церквей в виде семи светильников. Здесь же описываются различные периоды мировой истории.
Во второй части Иоанн вознесён на небо, где, представ перед престолом Бога, видит семь Божественных тайн, последняя из которых — второе пришествие Сына Божия на землю.
В третьей части рисуется борьба последователей Христа с приверженцами антихриста на небесах и на земле, принявшего вид зверя или дракона.
В четвёртой части рассказывается, как земля поклоняется дракону, слушает лжепророков, за что на неё изливается гнев Божий, от которого гибнут все, не признающие учения Христа.
За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения.