ВАХХАБИТЫ
Ваххабиты — приверженцы исламского религиозно-политического течения, ратующие за простоту нравов и очищение ислама от суетных идей, к которым относятся роскошь, власть, богатство, раболепие, страх и т.д. При этом ваххабиты не признают государственные законы, решения светских судов, кроме шариатского.
Иное написание: вахабиты.
Течение названо по имени основателя, которым является Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб (1703–1787 гг.), и сформировалось в Центральной Аравии (Неджде). В основе его учения основе лежит идея очищения ислама от так называемых новшеств, воспринятых в средние века из суфизма: культа исламских святых, культа пророка Мухаммеда, почитания шейхов и т.д.
В начале распространения этого движения в исламе ваххабиты боролись за объединение Аравии. Ныне они ведут борьбу за истинный ислам в своём собственном понимании и за объединение исламских стран под единым знаменем ваххабизма. Среди вахаббитов выделились две основные группа – умеренные и радикальные ваххабиты.
Умеренные ваххабиты, которые, в частности, доминируют в Саудовской Аравии, считают главной целью истинного правоверного – жить по законам шариата и призывать других жить так же.
Радикальные ваххабиты – навязывают свои убеждения силой, в т.ч. силой оружия. Во второй половине ХХв. радикальный ваххабизм стал основой возникшего движения экстремистского исламского фундаментализма, имеющего своей целью свержение «отступнических», «прозападных» и «коррумпированных» режимов в исламских государствах и объединение их в единое теократическое государство мусульман – халифат. Близких воззрений придерживается и фундаменталистское движение «Талибан» в Афганистане. Различные международные террористические организации фундаменталистов-ваххабитов действуют по всему миру. Правительства всех исламских стран находятся с ними в состоянии ожесточенной войны.
Ваххабизм — религиозно-политическое движение, возникшее в XVIII в. в Центральной Аравии, в арабской провинции Османской империи Неджде. Свою деятельность начало под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Пророка и объединения арабов против Османского халифата. В наши дни – официальная идеология ислама в Саудовской Аравии и Катаре.
Основная идея ваххабизма — это абсолютная верность корану и Сунне и следование первоначальным обычаям ислама. В качестве основы вероучения ваххабитами признаются только сборники хадисов Бухари и Муслима и полностью отрицаются иные религиозно-правовые школы. Известный советский исследователь религий Востока А.М. Васильев назвал ваххабитов «пуританами ислама», потому что они помимо призывов к строгому соблюдению всех норм шариата, выступали против любых развлечений и роскоши.
Особенностью ваххабизма является отрицание ряда традиционных практик, принятых в других исламских течениях, например, посещение могил и обращение к пророку и другим святым. Ваххабиты также настаивают на строгом литературном толковании Корана, игнорируют его интерпретацию и отрываются от современных наук и технологий, что ограничивает их развитие.
Идеологически ваххабизм взаимодействует с идейной концепцией салафизма – представление, что следует восстановить ислам в его первозданном виде. Он также относится к общей концепции исламской реформы, направленной на очищение мусульманской веры от всех традиций, которые подменяют подлинный ислам.
При этом ваххабиты разительно отличаются от суннитов, которых в исламе большинство. Первый и главный отличительный признак заключается в понимании сущности Аллаха. Если сунниты убеждены в том, что Аллах не является телом и не состоит из частей, а употребляемые в аятах и хадисах выражения, которые могут внушить подобное, нельзя понимать буквально. То ваххабиты убеждены, что сущность Всевышнего материальна и имеет определённый, но не известный «рядовым правоверным образ. При этом искренне верующий ваххабит убеждён, что Аллах обладает размером и весом, сидит на Арше, наивысшем месте, которое объемлет всё сущее и находится над ним, и может перемещаться в пространстве. Понимая аяты Корана по-своему и игнорируя толкования крупнейших исламских учёных, ваххабиты посчитали, что у Аллаха есть части тела.
Подобные убеждения характеризуются исламскими учёными как ташбих – уподобление Аллаха творениям – и таджсим – приписывание Ему телесных качеств.
Ещё одно важное отличие ваххабизма от других направлений в исламе заключается в том, что его последователи буквально трактуют Коран. Они не задумываются о том, что времена, когда пророк Мухаммед писал свои законы, люди жили по-другому, за прошедшие столетия мир кардинально переменился.
Ещё одно важное отличие ваххабизма не только от других исламских течений заключается в том, что считается нежелательным посещение могил сподвижников Мухаммеда и иных исламских праведников. Убитые ваххабиты, по мнению своих же, также не заслуживают того, чтобы их похоронили по всем мусульманским традициям. Также у них считается язычеством непосредственная просьба к Аллаху («тавассуль»). При этом ваххабиты настаивают на том, что истинный мусульманин должен постоянно вести джихад (войну за веру) с «неверными» и теми мусульманами, которые не разделяют их воззрений. Таковых ваххабиты называют «многобожниками», «мерзкими в очах Аллаха более, чем язычники».
Традиционным мусульманам ваххабизм оставляет две альтернативы: стать ваххабитами либо быть убитыми. И если для суннитов и шиитов выражение «вести джихад» означает «усердствовать, прилагать старания» в борьбе со своими собственными страстями, поскольку это соответствует тому, что говорил пророк Мухаммад. А он говорил, что «самый великий джихад – это джихад, который человек ведёт с собственным естеством». Под словом «естество» здесь подразумеваются низменные, эгоистичные страсти, алчность и другие отрицательные качества характера человека. Джихадом является и идейная борьба за установление справедливости, мира и равноправия, против тех, кто вершит несправедливость к людям, угнетает их, подвергает насилию и жестокости, нарушает законные права человека. Джихад исключает любое насилие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к немусульманам, о чем прямо говорится в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом». То у ваххабитов всё наоборот.
Сложилось широко принятое в современном обществе мнение, что именно ваххабизм стал тем фундаментом, на который опирается исламский экстремизм и терроризм, поскольку последователи учения Мухаммеда ибн Абд аль Ваххаба не признают не только других религий, но даже и других течений в исламе (суннитов и шиитов), считая их еретиками, не достойными выживания. С ними должна вестись непримиримая борьба до полного их уничтожения. Ваххабиты не ассоциируют себя как часть народа, к которому они принадлежат. Национальная принадлежность ими отрицается. Главное – следование законам и традициям ислама в их понимании.
В начале своего становления ваххабизм бытовал в качестве одного из незначительных течений в исламе. Однако, благодаря его заявлениям о необходимости возвращения к корням ислама и очищения его от различных привнесённых традиций, он приобрёл всё большую популярность среди мусульман на территории Саудовской Аравии, став, в конце концов, его официальной религией.
Роль ваххабизма в исламском мире продолжает расти, и многие страны, в т.ч. Россия, учитывают его в своих политических решениях в вопросах борьбы с терроризмом и радикализацией мусульман. Террористическая деятельность во имя интересов ислама (в т.ч. самопожертвование) у современных радикальных ваххабитов считается оправданной и всемерно поддерживается.
Ваххабитский ислам — консервативная и фундаменталистская ветвь ислама, представители которой следуют строгому толкованию исламского права и отвергают многие принятые суннитами традиции и обычаи.
Представители этого направления отвергают использование религиозных символов или изображений. Согласно учениям ваххабитского ислама, всё должно быть основано на строгом следовании Корану, Сунне и приверженности единому Богу.
Ваххабиты отвергают приверженность мазхабам (определённым исламским правовым школам) и считают, что всё должно быть основано на личном понимании Корана и Сунны. Для них традиционные практики, такие как поклонение святым местам или использование символов и молитвенных браслетов, считаются реликтами язычества. В своё время Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб считал, что многие существующие в то время традиции и обычаи в исламе не имеют основания в Коране и Сунне, и поэтому должны быть решительно отброшены.
Ваххабистский – свойственный ваххабизму.