Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вечная жизнь – христианское представление о загробной жизни или жизнь как непрестанное, безсмертное существование, которое откроется для всех без исключения людей после всеобщего воскресения мёртвых; непрестанное блаженное пребывание с Богом.

Также часто описывается как жизнь праведников, которая откроется после всеобщего воскресения и важнейшей особенностью которой, будет блаженство при Господе, блаженный покой.

Как известно, цель Пришествия Сына Божия в мир, как и всего домостроительства нашего спасения, состояла в том, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Под жизнью вечной подразумевается блаженная жизнь в теснейшем единстве и общении с Богом и Его святыми; жизнь, которая никогда не закончится.

Вечная блаженная жизнь есть высшее благо для человека. Дар вечной жизни воспринимается человеком уже здесь, на земле, через деятельную веру в Сына Божия и самоотверженное следование за Христом. Более полное приобщение верующих к благам вечной жизни станет возможным после всеобщего воскресения, когда Бог обновит все творение (Откр. 21:5).

В Ветхом Завете понятие о вечной жизни выражено не слишком определенно. Многое из того, чем Бог обещал одарить и одаривал верующих в дохристианские времена, относилось к их земной жизни: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:19).

В ветхозаветные времена людям, через пророков, была открыта истина о будущем воскресении мертвых. Эта мысль отражена в Священном Писании Ветхого Завета неоднократно, например: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела!» (Ис.26:19)».

Вечная жизнь праведников четко противопоставлялась в Писании будущей жизни грешников и характеризовалась как жизнь в единстве с Богом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2); «…Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их… они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашёл их достойными Его» (Прем.2:24;3:1,5).

Более полно понятие о вечной жизни представлено в Священном Писании Нового Завета. Та же мысль о единстве праведников с Богом и блаженстве в «будущем веке» раскрыта в нём более основательно и подробно, а именно: «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:17); «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5). Вместе с тем, исходя из Писания Нового Завета следует, что праведники будут блаженствовать в соответствии со степенью святости (духовно-нравственного совершенства) каждого (Ин.14:2; см. также: 1Кор.15:41). Вместе с тем, необходимо отметить, что знания христиан относительно вечной жизни тоже весьма ограничены (1Кор.2:9).

В Новом Завете вечная жизнь представляется даром Божьим для верующих в Иисуса Христа и исполняющих Его заповеди (Ин.3:36; Мф.19:17; Рим.6:23).

В беседе с самарянкой Христос говорит о живой воде, то есть о благодати Святого Духа: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14).

В Евангелии подчеркивается, что верующие уже имеют жизнь вечную. Так, Спаситель говорит о причастниках Святых Тайн: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).

Однако полное приобщение к вечной блаженной жизни станет возможным только после всеобщего воскресения (Ин.6:40), когда Господь обновит все творение (Откр.21:5).

Вечной жизни праведников противопоставляется вечная погибель (2Фес.1:9) или вечная мука демонов и нераскаянных грешников (Мф.25:46). Оба этих состояния называются вечными, поскольку «времени уже не будет» (Откр.10:6). Таким образом, в библейском словоупотреблении, вечная жизнь – это не синоним безконечного существования, а непрестанное блаженное пребывание с Богом.

Слово Божие удостоверяет нас, что блага вечной жизни невозможно себе вообразить: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» блага вечной жизни описаны следующим образом: «Тело будет прославленное, безсмертное, нетленное, не будет требовать пищи и питья, будет подобно духу, по свидетельству Писания: Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие (1Кор.15:52–53).

Радостью же и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами, как говорит Апостол: Теперь мы видим гадательно в зеркале, тогда же – лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, тогда же познаю подобно тому, как и я был познан (1Кор. 13:12). И хотя Господь сказал Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20), но это следует понимать [о состоянии] прежде искупления, и по отношению к этому тленному и непрославленному телу, и к настоящей жизни. Но после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём узрим свет (Пс.35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости, по словам того же Псалмопевца: Насыщусь, когда явится мне слава Твоя (Пс.16:15)» (Ч. 1, вопрос 126).

Поскольку Бог является Высшим Благом, а все земные блага лишь слабо Его отражают, то непрестанное созерцание Бога, непрекращающееся богопознание, не просто удовлетворит все высшие потребности человеческого духа, но и не сможет никогда надоесть. Нечто малое от будущего вечного блаженства испытывали некоторые православные подвижники уже в этой жизни, что они затруднялись передать словами.

Отсюда становится понятным, почему люди, не познавшие Бога на земле или отвергшие Его своей жизнью, не смогут блаженствовать вечно. Не находя радости в Боге при жизни и прилепляясь всем сердцем к земным вещам, они не смогут радоваться и в вечности, ведь все предметы их радости оказались тленными и суетными.

По материалам: Православная энциклопедия.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть