ВЕРАПОХУМН СУРБ АВСТВАЦАЦНИ
Верапохумн Сурб Авствацацни – ежегодный праздник, отмечаемый армянской апостольской церковью (Успение Пресвятой Богородицы) 15 августа.
Успение Пресвятой Богородицы – четвертый из пяти Великих праздников армянской церкви и самый старый из семи праздников, посвящённых Богоматери. В Библии сведения о Богоматери отрывочны, а другие детали её жизни, как и история Успения, сохранились и дошли до нас благодаря Святому преданию церкви. Последнее упоминание о Марии в канонических текстах содержит книга «Деяний святых апостолов».
Согласно преданию, Св. Дева после распятия Иисуса Христа жила в Иерусалиме, под попечением Евангелиста Иоанна. Около 12 лет Богоматерь посещала могилу своего любимого Сына и непрерывно молилась. Во время одного из этих посещений ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о её успении на небеса. Богородица донесла эту весть своим родственникам и всем христианам, завещав, чтобы её похоронили в Гефсимании.
Незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Её Доме. Св. Дева завещала апостолу Иоанну отслужить Св. Литургию, чтобы в последний раз принять Св. Причастие.
Пока апостолы плакали, Иоанн взял доску, отдал Богородице и попросил, чтобы та запечатлела на ней свой образ. Богоматерь взяла доску, перекрестилась и положила на лицо, затем намочила слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от своих недугов и болезней. В третьем часу дня, когда апостолы окружили последнее ложе Богоматери, в Её комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошёл с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Её пречистое тело апостолы похоронили в пещере, закрыв вход в неё большим камнем. Конец земной жизни Св. Девы Церковь называет «сном», а не «смертью», дабы сделать понятным её перемещение на небеса.
Св. апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, чтобы тот смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень, увидели пещеру пустой. Апостолы, дабы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатлённым на ней образом Богоматери. Согласно Св. Мовсесу Хоренци, первый просветитель Армении принёс её в страну и поместил в местности, называемой Дарбноц (кузница) в губернии Андзевацьяц, где в дальнейшем в честь Богоматери основаны церковь и женский монастырь.
После литургии в день Успения Богородицы в церквях совершается благословение винограда. Обряд не совмещён с праздником, а лишь приурочен к нему, поскольку виноград в Армении созревает именно в эту пору. По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм как благодарность Творцу за дарованные земные блага.
Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.
Армянская церковь питает глубокое уважение и почитание к Богоматери, подчеркивая Её чистоту, дух безпримерного смирения, добродетельное поведение и преданность. А для армянской женщины Св. Дева является идеалом, воплощением добродетельной и преданной матери, хранительницей семейной святости.