ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из 12 важнейших праздников, в основе которого лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
4 декабря – православная церковь празднует введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Согласно преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны и, молясь о рождении ребенка, дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу.
Земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо покрыта глубокой тайной.
Известно, что Мария до трёх лет жила в Назаретском доме своих родителей. Когда Ей исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание и, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен, с зажжёнными свечами в руках повели свою дочь в Иерусалимский храм.
По сохранившимся свидетельствам древних святых отцов церкви, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.
Впереди процессии шли юные девы с зажжёнными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку свою дочь, одетую в лучшие одежды и шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией.
Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм. Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Марию на первой ступени. Несмотря на свой юный возраст, девочка без всякой посторонней помощи поднялась на прочие 14 ступеней и стала на верху церковного помоста, чем удивила всех присутствующих.
Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Крестителя.
По внушению свыше, Захария ввёл Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и только одной Марии, со времени Её введения, позволено Захарией входить для молитвы во внутренний алтарь.
Праведные Иоаким и Анна, оставив дочь в храме, возвратились домой. Мария же, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.
Событие введения стало началом нового этапа в жизни Марии. Она пробыла при Иерусалимском храме до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. По прошествии времени Она, решившая посвятить себя Богу, была поручена заботам Иосифа Обручника.
В воспоминание введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая церковь с древних времен установила торжественное празднество.
Упоминания о праздновании введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь введения во храм Пресвятой Богородицы.
О празднуемом событии известно также из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях, упоминания о празднике есть и в трудах антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), в IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского, в VII в. проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
Время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью не известно.
Событие праздника не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов, которые отражают устное предание, но, разумеется, дополнены подробностями из библейских книг.
Введение во храм Пресвятой Богородицы в настоящее время входит в число великих двунадесятых праздников и имеет устойчивое место в церковном календаре.
В VII в. праздник включён в церковный календарь.
В VIII в. праздник отмечается в некоторых месяцесловах, хотя сведения о нём крайне скудны, видимо, потому, что служба на Введение совершалась без отличительной торжественности.
С IX в. праздник получает широкое распространение на христианском Востоке.
В IX в. Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон праздника («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон праздника («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются церковью и в настоящее время.
В качестве даты празднования практически повсеместно принято 21 ноября (по старому стилю). Исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября, а также отдельные календари, бытующие в Римской церкви, где оно было подвижным праздником и праздновалось в воскресный день после 11 ноября.
По Иерусалимскому уставу празднование введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднество составляет один день, попразднество увеличено до четырёх дней, включая отдание в последний день.