БЛЕФ
Блеф (англ. bluff — обман) — 1) обман с целью создания преувеличенного представления о действительных возможностях и способностях; хвастовство несуществующими силами и средствами. 2) приём в карточной игре в покер.
Блеф произошёл от лексикона карточных игр, где означал создание впечатления сильной игры при плохих картах. Помимо покера, блеф характерен и для других игр, причём не только картёжных и не только азартных (к примеру, блефовать можно в домино). А в некоторых современных настольных и компьютерных играх блеф и вовсе составляет основу игрового процесса.
Блеф применяется как один из приёмов в психологической войне. Политические деятели всё время стараются переиграть оппонентов, поднимают ставки и занимаются популизмом, раздавая невыполнимые обещания. Для них умение блефовать, не подавая виду – один из важнейших навыков, даже более важный, чем реальные управленческие качества, познания в геополитике, экономике или международном праве.
На мировой арене все государства стараются отстоять собственные интересы, оказывая давление на других участников международных отношений. И блеф часто становится ключевым инструментом, позволяющим влиять на чужие решения. К примеру, чтобы заставить государство выполнить определённые действия, ему могут угрожать отказом от партнёрства в какой-то сфере, снижением потока инвестиций или иными санкциями, в применении которых, на самом деле, никто не заинтересован.
Но и простые люди часто склонны к блефу. Например, на собеседовании при трудоустройстве. Пытаясь произвести впечатление на потенциального работодателя и получить от него более выгодное предложение, многие соискатели преувеличивают свои профессиональные достижения, уровень образования, компетентность и прочие преимущества. Обычно речь не идёт о том, чтобы напрямую врать об опыте работы или образовании. Просто соискатель всячески преувеличивает значимость реально имеющихся у него достижений, стараясь повысить свои шансы на трудоустройство и улучшить условия.
Можно привести ещё массу примеров того, как люди и организации блефуют, чтобы добиться поставленных целей. СМИ преувеличивают свою значимость, чтобы дороже продавать рекламу. Компании приукрашивают свои успехи, чтобы привлечь инвестиции. Адвокатские конторы рассказывают о громадном опыте своих специалистов, чтобы привлечь клиентов и поднять стоимость услуг. Не будет преувеличением сказать, что каждый человек хотя бы изредка так или иначе прибегает к блефу, чтобы произвести на кого-то впечатление или чего-то добиться.