ВАЙДА АНДЖЕЙ ВИТОЛЬД
Вайда, Анджей Витольд (польск. Andrzej Witold Wajda, 1926 г., 6 марта — 2016 г., 9 октября) — польский режиссёр театра и кино, обладатель Почётного «Оскара», Золотой пальмовой ветви, Почётного «Золотого льва» и Почётного «Золотого медведя», член «Польской киношколы».
Считается одним из самых известных в мире кинорежиссёров и является классиком европейского авторского кино, чьи работы отражали политическую и социальную эволюцию его родной страны и касались мифов о польской национальной идентичности, предлагая анализ универсального элемента польского опыта – борьбы за сохранение достоинства в самых трудных обстоятельствах.
Четыре его фильма номинированы на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке: «Земля обетованная» (1975 г.), «Барышни из Вилько» (1979 г.),«Человек из железа» (1981 г.) и «Катынь» (2007 г.)
Фильмы Анджея Вайды отличаются разнообразием стилистического решения.
На его счету и постановочные исторические картины («Пепел»), и изощрённые аллегории («Свадьба»), и камерные психологические драмы. В фильме «Настасья» (1994 г.) по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Вайда использовал стилистику театра кабуки. Среди наиболее совершенных в эстетическом отношении фильмов Вайды — жёсткая социальная притча «Земля обетованная». «Антикапиталистический» пафос фильма сочетается с выразительностью киноязыка, временами напоминающего о творчестве Сергея Эйзенштейна.
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х годов работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание». В 1972 г. поставил пьесу американского драматурга Д. Рейби «Как брат брату» в московском театре «Современник».
Был председателем Союза польских кинематографистов в 1977—1982 гг., художественным руководителем кинообъединения «Х» (польск. Zespół Filmowy «X», 1972—1983 гг.
В 1980-е гг. активно занимался политической деятельностью.
В 1997 г. избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней.
Вайда являлся Сенатором польского Сейма в 1989—1990 гг., председателем Совета по культуре при президенте в 1992—1994 гг.
С 2000 г. руководил Варшавской киношколой собственного имени, являлся последовательным антикоммунистом и не скрывал негативных взглядов на СССР. Однако, несмотря на заявление: «Галстук завязывать — это всё, чему удалось нам, полякам, научить москалей», – Анджей Вайда открыто говорил о том, что не придерживается строго антироссийских политических взглядов. Так, художественный замысел фильма «Катынь» польский кинорежиссёр прокомментировал следующим образом: «Нужно отделять систему, режим — от народа, отделять Сталина и москалей от наших друзей. Помните, были такие стихи Мицкевича «Приятелям москалям и русским друзьям?» — уже тогда была проблема, как написать стихотворение к друзьям. Вот и мы хотели, чтобы этот фильм тоже был обращён к друзьям, с открытостью и надеждой на взаимное понимание. Этот фильм выступает только против одного — против советской системы, которую воплощал Сталин. Почему мы должны обо всех советских людях, которые воевали, думать плохо?».
См. события персоны Вайда Анджей Витольд