АЭРОПЛАН ГАККЕЛЯ
Аэроплан Гаккеля — поднявшийся в небо 19 июня 1910 г. (по новому стилю) летательный аппарат, сконструированный российским инженером Я.М. Гаккелем.
После создания первого в мире самолёта Можайского (1881 г.) и первого успешного полёта самолёта американских механиков братьев Райт (1903 г., 17 декабря) мир охватила идея воздухоплавания, которой увлёкся и 34-летний преподаватель Санкт-Петербургского политехнического института Я.М. Гаккель. В ту пору в России самолёты конструировали Д.П. Григорович, И.И. Сикорский, другие инженеры, в Европе пальму первенства держала Франция, а Россия закупала французские самолёты.
Первая машина «Гаккель-I» сгорела при испытаниях мотора. Вторая машина «Гаккель-II» не смогла подняться в воздух. Первый успешный полёт и был официально выполнен на машине «Гаккель-III».
В 1910–12 гг. Я.М. Гаккель создал успешно летавшие модели «Гаккель-IV», «Гаккель-V» (первый в России самолёт-амфибия).
В 1911 г. на «Первом военном конкурсе летательных аппаратов», организованном военным ведомством, самолёт «Гаккель-VII» стал единственным самолётом, выдержавшим все условия сложной конкурсной программы. Пилот Глеб Алехнович совершил 23 сентября 1911 г. пять раз подряд перелёт Петербург — Гатчина, преодолев 200 км со средней скоростью 92 км/ч. На следующий день, 24 сентября, Глеб Алехнович совершил полёт продолжительностью три с половиной часа при сильном ветре.
Однако Главное инженерное управление в силу того, что самолёт «Гаккель-VII» был по существу единственным на объявленном конкурсе, сочло конкурс не состоявшимся и купило самолёт «Гаккель-VII» за 8 тыс. руб. Лёгкий и удобный в управлении, с прочным шасси «Гаккель-VII» мог стать прекрасным учебным самолётом. Но привыкшие к французским «Фарманам» инструкторы Гатчинской школы, куда попал самолёт, даже не стали осваивать новинку и в первую морозную ночь радиатор был разорван льдом — из него забыли слить воду. Весной самолёт сдали на слом.
Построенный в 1912 г. второй экземпляр самолёта «Гаккель-VII» получил в Москве на Второй международной выставке воздухоплавания Большую золотую медаль Московского общества воздухоплавания. В мае 1912 г. пилот Глеб Алехнович установил на «Гаккеле-VII» рекорд высоты для бипланов, поднявшись на 1350 метров.
Отсутствие заказов на серийную постройку самолётов вынудило Я.М. Гаккеля направить свои инженерные таланты в другие сферы транспортного строительства, хотя он продолжал конструировать воздухолетательные аппараты.
Гаккель Яков Модестович (1874–1945 гг., 12 декабря) — российский инженер, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940 г.), профессор ЛИИЖТ (бывший университет путей сообщения).
Спроектировал и построил один из первых самолётов в России, впервые поднявшийся в небо 19 июня 1910 г., является одним из создателей столичного трамвая и строителем первой в России линии электропередачи — на Ленских золотых приисках.
Яков Модестович Гаккель более известен как создатель первого отечественного тепловоза, построенного в Ленинграде 5 августа 1924 года.
Умер в Ленинграде 12 декабря 1945 года.
Сын Я.М. Гаккеля — Я.Я. Гаккель стал океанографом.