АН (марка самолётов)
АН — марка самолётов, разработанных авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым (1906–1984 гг.) в ОКБ, которое ныне носит его имя.
Первым самолётом, выпущенным конструкторским бюро Олега Антонова под собственной маркой АН, стал АН-2, получивший в народе имя «Кукурузник». В Советском Союзе «Аннушка» (ещё одно неформальное имя АН-2) выпускалась до 1971 г., в Польше – до 2002 г., а в Китае его штампуют до сих пор.
КБ Антонова умело создавать и небольшие самолеты, вроде «Пчёлки» Ан-14 (последующий осовремененный вариант – Ан-28) с салоном, как в маршрутном такси, но могло и потрясать воистину циклопическими размерами.
Первый фурор состоялся в Ле-Бурже в 1960 г., когда над головами ошеломлённой публики прошёл на малой высоте «Антей» Ан-22. Столь огромной машины на тот момент ещё никто не видел. Взлетная масса этого исполина составляет двести с лишним тонн, в полете он развивает скорость 560 км/ч и может доставить груз на расстояние до 5,5 тыс. км. Предназначен «Антей» для грузовых перевозок на расстояние до 8500 километров. Использовался Антей и в военных целях (в нём помещается почти триста солдат).
Выпускался АН-22 с 1966 по 1976 гг., но некоторые его экземпляры эксплуатируются и в наши дни.
Военно-транспортный самолет АН-72 за характерный вид выделяющихся на фоне крыльев двигателей получил ласковое имя «Чебурашка». В ноябре 1983 г. Чебурашка побил мировой рекорд максимальной высоты полёта, поднявшись до отметки 13410 метров.
Среди «анов» такие известные конструкции самолётов, как «Руслан» (Ан–124) - тяжёлый дальний транспортный самолёт, который выпускался с 1984 по 2004 гг. Создавался «Руслан», в первую очередь, для перевозки военной техники, включая баллистические ракеты. Но сейчас используется в куда более мирных целях, обезпечивая воздушные перевозки крупногабаритных грузов.
Одно из самых известных детищ конструкторского бюро Антонова – Голиаф среди самолётов, крупнейший существующий летательный аппарат в мире - АН-225 «Мрия», размах крыльев которого составляет 88,4 метра, что приближается к длине футбольного поля. В 1986 г. был выпущен первый и единственный экземпляр этого самолёта. В том же году проходят его успешные испытания с взлетным весом до 640 тонн. 27 февраля 2022 г. в результате вооружённых столкновений российской и украинской армий и этот единственный экземпляр «Мрии» уничтожен войсками ВСУ.