ВАГОН
Вагон (англ. carriage; wagon – тележка, повозка) — 1) прицепное транспортное средство, движущееся по рельсам. 2) количество груза, равное вместимости товарного вагона (16 тонн). Например, вагон угля. 3) (перен.) очень большое количество чего-либо. Например, у нас вагон времени.
Вагон является единицей подвижного состава магистральных железных дорог, промышленного транспорта, а также трамваев и поездов метрополитена. Выпускаются также специализированные вагоны для высокоскоростных железных дорог. По назначению вагоны разделяют на грузовые и пассажирские.
Трамвайный вагон – вид городского пассажирского электротранспорта, передвигающегося по рельсам.
Трамвайные вагоны по назначению бывают пассажирские, служебные, грузовые, а также специальные (вагон-кран, вагон-компрессор, техническая летучка, передвижная электростанция и т.д.) Обычно вагоны подразделяются на вагоны моторные-одиночные и сочленённые.
Моторные вагоны оборудованы тяговыми двигателями, преобразующими электроэнергию в механическую энергию движения вагона (поезда). Трамвайный поезд может быть сформирован из двух или трёх моторных вагонов, работающих по системе многих единиц, управление при этом ведётся из кабины головного вагона. Использование таких поездов позволяет значительно увеличить объём перевозок пассажиров при том же количестве поездов и водителей, сохраняя те же скорости движения, что и при применении одиночных вагонов.
Сочленённые трамвайные вагоны имеют соединённые головную и прицепную части с общим салоном и переходным мостиком. Эти вагоны обладают большой провозной способностью.
По числу осей вагоны подразделяются на двух-, четырёх- и шестиосные.
По назначению трамваи подразделяют на пассажирские, грузовые и специальные.
Пассажирские вагоны имеют салон для размещения пассажиров.
Грузовые трамваи чаще всего применяют как вспомогательный грузовой транспорт в трамвайных депо.
К специальным относят вагоны, используемые для ремонта и контроля за содержанием трамвайных путей и контактной сети: рельсотранспортеры, рельсошлифовщики, снегоочистители, динамометрические вагоны, вагоны-башни, лаборатории контактной сети и т.п.
Вагоны метрополитена — подвижной состав, предназначенный для эксплуатации на линиях метрополитена.
Синоним: метровагон.
К данному типу относятся пассажирские вагоны, в том числе работающие в моторвагонных составах, специальные вагоны технического назначения и тяговый подвижной состав с собственным источником энергии (например, двигатель внутреннего сгорания), для транспортировки хозяйственных грузов.
Существуют вагоны с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ), тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ), транзисторно-импульсной системой управления (ТрСУ), асинхронным тяговым приводом (электродвигателем) и импульсными преобразователями.
Самый первый вагон Московского метротипа А (1934-1937 гг.) и Ам (1959-1961 гг.). Был двух подтипов — моторный и прицепной. Первая такая пара была изготовлена в 1934 г. (№1 и №1001). Строились они на Мытищенском вагоностроительном заводе вплоть до 1937 г., когда были сняты с производства. Было изготовлено 111 вагонов (из них 55 моторных).
15 марта 1935 г. пущена первая очередь Мосметро, и эти вагоны вступили в строй. Вагоны постоянно совершенствовали: появились новые тормоза, новые электросистемы, усиленные тележки, менялось остекление, внутреннее убранство.
Современные модели метровагонов серии «Москва» кардинально отличаются от своих предшественников. Ширина дверей увеличилась с 1,4 до 1,6 м, а это значит, что посадка в поезд стала удобнее: входящие в вагон и выходящие из него люди не мешают друг другу. Во-вторых, ширина межвагонных переходов увеличилась до 1,6 м. Здесь могут свободно разойтись два человека, идущие навстречу друг другу. Двери в вагонах новой модификации почти полностью стеклянные, это визуально увеличивает объём салона. Тип дверей тоже изменился: вместо прислонно-сдвижных вагоны теперь оборудованы сдвижными наружными дверями с электроприводом. Каждая дверь оборудована индивидуальной системой противозажатия пассажиров и багажа. В новых вагонах «Москва-2020» появились стеклянные защитные экраны, которые отделяют сидящих пассажиров от тех, кто едет стоя. Экраны изготовлены из стекла, они не только прочные, но и красивые: симпатичный геометрический рисунок на них концептуально сочетается с общей дизайн-концепцией вагона.
Инженеры также увеличили и общее количество поручней. Теперь найти опору можно в любой точке вагона. Тёплое покрытие нанесено на всю поверхность поручней, в отличие от предыдущих версий. Сидения в вагоне мягкие, для их обивки использован новый текстиль с символикой метро. В вагонах также имеются разъёмы для зарядки гаджетов — 368 USB-портов на все восемь вагонов, это 46 — на один вагон. Для освещения вагона инженеры использовали светодиодные линии и консольные светильники. Переключение между холодным и теплым светом происходит в зависимости от времени суток. В дверных полотнах установлены четырехцветные светодиодные линейки, которые предупреждают пассажиров об открытии и закрытии дверей.
Светодиодная подсветка под сиденьями и над окнами совпадает по цвету с цветом линии на схеме метро. Это поможет гостям города лучше ориентироваться в подземке: даже не глядя на схему сразу будет понятно, на какой линии находишься.
Железнодорожный вагон – вид вагона, предназначенный для перевозки по железной дороге.
Грузовой железнодорожный вагон – вагон, предназначенный для перевозки различных грузов – от угля и строительных материалов до автомобилей и контейнеров.
Грузовые вагоны различаются по грузоподъёмности, структуре и функциональным особенностям. Например, есть вагоны-цистерны для перевозки жидких веществ, вагоны-платформы для перевозки больших грузов и т.д.
Грузовые вагоны классифицируются на основе следующих параметров:
По типу груза: существуют специализированные вагоны для перевозки различных грузов, такие как полувагоны для перевозки сыпучих грузов, рефрижераторные вагоны для перевозки скоропортящихся товаров, цистерны для перевозки жидкостей и газов, платформы для перевозки контейнеров и т.д.
По конструкции: вагоны могут быть открытыми или закрытыми, с частичной или полной защитой от внешних условий. Для перевозки опасных грузов предусмотрены специальные вагоны с дополнительными мерами защиты.
По назначению: грузовые вагоны могут быть предназначены для перевозки грузов по всему маршруту или только на определённом участке. Также существуют вагоны-переходники, которые облегчают перевозку грузов между различными системами железных дорог.
По грузоподъёмности: вагоны могут иметь различную грузоподъёмность в зависимости от своей конструкции и назначения. Обычно грузоподъёмность вагонов составляет несколько десятков тонн.
Полувагон – вид грузового вагона, используемого для перевозки сыпучих грузов, таких как уголь, руда, зерно и т.д. Открытые платформы позволяют удобно погрузить и выгрузить груз с помощью специального оборудования.
Рефрижераторный вагон – вагон, оборудованный системой охлаждения и предназначенный для перевозки скоропортящихся товаров, которым требуется постоянная температурная регулировка.
Вагоны оборудованы системами охлаждения или подогрева и обезпечивают сохранность груза в течение всего пути.
Цистерна – вид грузового вагона, который предназначен для перевозки жидкостей и газов.
Платформа – вид грузового вагона, предназначенного для перевозки контейнеров, автомобилей и других грузов, не требующих дополнительного защищенного перевозочного средства. Платформы позволяют легко загружать и разгружать груз с помощью подъёмного оборудования.
Судовый вагон – вид грузового вагона, который приспособлен для перевозки железнодорожных вагонов на судах. Судовые вагоны имеют специальную конструкцию и навесное оборудование для безопасной и эффективной загрузки и разгрузки судна.
Пассажирский вагон – тип вагона, предназначенный для перевозки пассажиров.
В зависимости от класса комфортности, пассажирские вагоны могут быть разделены на экономический, бизнес и первый классы. Комфорт и удобство таких вагонов варьируются в зависимости от класса. Некоторые вагоны оснащены специальными купе для инвалидов или местами для перевозки детей и животных.
Пассажирские вагоны делятся на следующие типы:
Спальный вагон — вагон, предназначенный для комфортного ночного пребывания пассажиров.
Такие вагоны оснащены спальными местами, сидячими местами и общими пространствами для отдыха.
Плацкартный вагон — вагон, предназначенный для перевозки большого количества пассажиров на средние и дальние расстояния. Они обычно оснащены открытыми купе, в которых размещаются 4-6 пассажиров.
Купейный вагон — пассажирский вагон с закрывающимися купе, в которых пассажиры путешествуют в уединении. Каждое купе обычно вмещает от 2 до 4 пассажиров.
Ресторанно-барный вагон — вагон, предназначенный для обслуживания пассажиров, предлагая им возможность питания и отдыха во время поездки. Они оснащены рестораном или баром, а также местами для сидения.
Салонный вагон — вагон, предназначенный для комфортного и престижного путешествия пассажиров премиум-класса. Они обычно оснащены креслами-койками, индивидуальными купе и общими зонами отдыха.
Вагон-ресторан (англ. dining car, restaurant car) — вагон в составе пассажирского поезда, предназначенный для питания пассажиров.
Вагончик — 1) уменьшенный вагон. Например, игрушечный вагончик. 2) (англ. caravan, trailer) передвижное временное жилище; бытовка. Например, строительный вагончик.
Нагрузка вагона — показатель степени использования грузоподъёмности и вместимости вагона в зависимости от перевозимых грузов и дальности их транспортировки.
Вагон и маленькая тележка – большое количество чего-либо; с избытком. Например, проблем накопилось вагон и маленькая тележка.
Вагонный – относящийся к вагону. Например, вагонная ось.