Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕНЕРА, КОСМИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

ВЕНЕРА, космические ракеты – серия советских межпланетных космических аппаратов для изучения планеты Венера и космического пространства, а также название программы их разработки и запусков.

Максимальная стартовая масса около 5 т.

4 июня 1960 г. – вышло постановление правительства СССР «О планах освоения космического пространства», которое предписывало создать четырёхступенчатую ракету-носитель для полёта на Марс и Венеру. Новая четырёхступенчатая ракета-носитель разработана на базе ракеты Р-7.

Космические аппараты созданы Научно‑исследовательским центром имени Г.Н. Бабакина на базе станций «Венера‑9» ‑ «Венера‑14». Радиолокационные системы с синтезом апертуры разработаны в ОКБ МЭИ под руководством академика Алексея Богомолова. Руководил разработкой космических аппаратов «Венера‑15» и «Венера‑16» Вячеслав Ковтуненко, впоследствии Генеральный конструктор НПО им. Лавочкина.

На Земле для приёма и регистрации информации со спутников оборудованы две крупнейшие в Советском Союзе радиоантенны. Одна из них, диаметром зеркала 70 м, ежедневно обезпечивала приём в Центре дальней космической связи под Евпаторией. Другая, диаметром зеркала 64 м, – в Медвежьих Озерах под Москвой на радиоастрономической станции Московского энергетического института.

12 февраля 1961 г. – состоялся первый успешный пуск четырёхступенчатой ракеты-носителя «Молния» с автоматической межпланетной станцией (АМС) на борту. На орбиту вышла АМС с разгонным блоком Л, обогнула Землю и над Экваториальной Африкой впервые в мире стартовала в сторону Венеры. Эта станция получила название «Венера-1». Космический аппарат «Венера-1» весной 1961 г. пролетел на расстоянии 100 000 км от планеты. Тем самым СССР подтвердил свой статус мировой космической державы, впервые в истории произведя запуск Автоматической межпланетной станции. Корпус «Венеры-1» представлял собой цилиндр диаметром 1,05 м с закруглённой вершиной. Полная длина аппарата составляла 2,035 м. На поверхности корпуса корабля была закреплена параболическая антенна диаметром два метра, предназначенная для передачи данных на Землю на частоте 922,8 МГц. Корабль снабжён двумя солнечными батареями, обезпечивавшими зарядку серебряно-цинковых аккумуляторов. На станции, масса которой составляла 643,5 килограмма, были установлены научные приборы, в частности, магнитометр, две ионные ловушки для измерения параметров солнечного ветра, детектор микрометеоритов, детектор для измерения космической радиации. Так же АМС «Венера-1» оснащалась корректирующей двигательной установкой (КДУ), предназначенной для коррекции траектории в случае отклонения. В верхней части станции была установлена полностью герметичная сферическая камера, заполненная азотом. В ней же находился вымпел с символикой СССР. При достижении Венеры предполагалось сбросить сферу на поверхность океана – в те годы ещё не было известно, что на этой планете воды в жидком состоянии быть не может из-за преобладающих там высоких температур.

На пути к цели «Венера-1» провела несколько важных исследований космического пространства. Так, подтверждено наличие плазмы солнечного ветра, а также получены данные о его параметрах в окрестностях Земли и на расстоянии 1,9 млн км от неё. Кроме того, впервые на АМС использовалась система ориентации по трём осям космического аппарата по Солнцу и звезде Канопус. Также, впервые для передачи телеметрической информации применена параболическая антенна. Финальная часть маршрута оказалась не столь успешной. «Венера-1» в последний раз вышла на связь 19 февраля 1961 г. Последний слабый сигнал от АМС, о котором стало известно, пойман американским радиолюбителем Джорделом Бэнком в июне 1961 г., после чего установить контакт больше не удавалось. По мнению советских специалистов, станция потеряна из-за неисправности датчика направления на Солнце, который был поврежден в результате перегрева, сразу после выхода станции на межпланетную траекторию.

В феврале 1966 г. – состоялся новый старт. Аппаратом пролетного типа стал также и КА «Венера-2», прошедший теперь уже на расстоянии 24 000 км от Венеры.

1 марта 1966 г. – советский космический корабль «Венера-3» совершил посадку на планете – это первый межпланетный перелёт по трассе Земля-Венера. Полёт «Венеры-3», собранной в ОКБ Королева, стал более успешным. За 40 дней полёта она преодолела 130 миллионов километров, а через два с половиной месяца, 1 марта 1966 года корабль достиг конечной точки маршрута.

12 июня 1967 г. – запущена станция «Венера-4», которая 18 октября 1967 г. опустилась на планету. Впервые произведены прямые измерения в атмосфере другой планеты в процессе парашютного спуска космического аппарата на Венеру. Научные исследования станции показали отсутствие на Венере магнитного поля и радиационных поясов. Именно тогда и был определён состав атмосферы.

1969 г. – запущена станция «Венера-6».

15 декабря 1970 г. – успешно выполнена первая мягкая посадка на поверхность Венеры спускаемого аппарата «Венера-7».

22 июля 1972 г. – состоялась мягкая посадка на освещённую сторону Венеры спускаемого аппарата «Венера-8».

С 1975 г. стали запускаться станции второго поколения (начиная с «Венеры-9») с посадкой спускаемых аппаратов на поверхность планеты и работой там в течение достаточно продолжительного времени. После отделения спускаемых аппаратов исследования продолжались с орбиты искусственных спутников планеты и с пролетных траекторий.

8 и 14 июня 1975 г. – в Советском Союзе запущены АМС «Венера-9» и «Венера-10», посадочные модули которых 22 и 25 октября того же года совершили мягкую посадку на поверхность Венеры и впервые передали чёрно-белое изображения этой планеты.

1 марта 1982 г. – космические аппараты «Венера-13» и «Венера-14» передали цветные изображения поверхности Венеры на Землю.

16 октября1983 г. – с помощью космических аппаратов «Венера-15» и «Венера-16» начались работы по глобальному радиолокационному картографированию поверхности Венеры. Впервые выполнена с близкого расстояния радиолокационная съёмка поверхности планеты.

15 и 21 декабря 1984 г. – выполнен запуск советских космических аппаратов «Вега-1» и «Вега-2», предназначенных для исследования Венеры и кометы Галлея. 11 и 15 июня 1985 г. – АМС достигли Венеры и сбросили в её атмосферу посадочные модули.

Самая сложная задача в исследованиях Венеры выпала на долю автоматических станций «Вега-1» и «Вега-2». Прежде чем отправиться на встречу с кометой Галлея, они взяли курс на Венеру. Спускаемые аппараты станций состояли из двух частей: «классического» посадочного аппарата и аэростатного зонда – совершенно нового средства планетных исследований. В отличие от посадочных аппаратов, дающих вертикальный профиль (разрез) метеорологических характеристик атмосферы, аэростатный зонд, плывущий на определённой высоте, перемещаясь со скоростью ветра, позволял получить горизонтальный профиль и одновременно изучить атмосферную динамику. Выяснилось, что вся Венера охвачена мощной зональной, т.е. направленной вдоль широты, циркуляцией. На высотах 60-70 км скорость ветра составляет порядка 100 м/с. По мере приближения к поверхности планеты она уменьшается и ниже 10 км становится около 1 м/с.

Такая интенсивная циркуляция на медленно вращающейся планете – явление трудно объяснимое, как и многие другие открытия, сделанные на Венере с помощью космических аппаратов. Единственным реальным способом найти ответы на возникшие вопросы было дальнейшее накопление информации, проведение более тонких экспериментов. Однако как отечественная, так и мировая космическая наука решили обратить свои взоры на Марс.

Европейская станция «Венера-Экспресс» стала первым в последние два десятилетия космическим аппаратом, предназначенным для исследований Венеры. Российские ученые были привлечены к проекту на самых ранних стадиях его подготовки, внесли значительный вклад в разработку научной программы и аппаратуры и стали полноправными участниками миссии.

В результате экспериментов, проведенных с помощью космических аппаратов, Венера достаточно подробно исследована. Исследования, проведённые российскими учеными, позволили разработать программу по колонизации планеты. Теоретически планету колонизировать можно, и у России достаточно шансов сделать её «русской».

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть