ВЕРФЬ
Верфь (нидерл. — werf; англ. shipyard, yard, dockyard) — 1) предприятие для постройки и ремонта судов. 2) ангар для постройки и ремонта дирижаблей; эллинг.
В современном русском языке «верфью» могут называть судостроительный или судоремонтный завод. Существует две разновидности верфи: судосборочные и судостроительные. Судосборочные, в соответствии с названием, занимаются лишь сборкой, получая все комплектующие от других предприятий. В свою очередь на судостроительных верфях осуществляют постройку судна в полном объёме.
Верфь, как правило, располагают на берегу океана, моря, реки, озера в больших портовых городах, равно как и в местах постоянного базирования судов военного флота. Они обычно представляет собой ряд сооружений: доков, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов. На военных верфях имеются, кроме того, склады боеприпасов, арсеналы для оружия, склады угля и казармы для матросов. Но существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Все верфи обустраивают всегда приспособлениями для постройки и починки судов.
Первые верфи в истории человечества стали создаваться с момента появления централизованных государства. Первой крупной верфью стал Арсенал Венецианской республики (1104 г.) На этой верфи, которая стала самым охраняемым местом в Республике и занимала 32га, работали 16 тыс. человек. Работы в Арсенале были организованы по типу конвейера: по мере продвижения строящегося судна мимо череды последовательно расположенных доков на уже готовый корпус монтировались мачты и другое оснащение.
К XIII в. верфи существовали в Генуе, Пизе и ряде других городов.
В 1378 г. построена Королевская корабельная верфь Лас-Драссанес (Las Drassanes) в Барселоне, которая вплоть до XVII в. являлась лучшей по оснащению и самой большой верфью Европы (её размеры позволяли сооружать одновременно до 30 кораблей).
В XVI-XVII вв. образцовыми в Европе считались голландский верфи, где впервые начали строить корабли по моделям.
В 1704 г. по подобию голландских основана Петром I одна из первых верфей России – Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге. Входила в состав Главного Адмиралтейства. Первоначально на Адмиралтейской верфи строились относительно небольшие корабли; первый крупный корабль (54-пушечная «Полтава») построен в 1712 г.
Произошедшие в последующие века, плоть до современности промышленный переворот и научно-техническая революция превратили верфи в мощные индустриальные предприятия, использующие новейшие достижения науки и техники. Следует учесть тот факт, что мировая торговля осуществляется на 80% благодаря морскому транспорту, поэтому значение верфей является жизненно необходимым для благополучия государства.
Верфный – свойственный верфи.