ВЕСЛО
Весло (англ. oar) — 1) шест с лопастью, используемый для гребли по воде с целью движения лодки, гребного судна. 2) мешалка, узенькая лопаточка для размешивания смесей, растворов. Например, хлебное весло, квасное весло.
Происходит от: вести > везло > весло.
Синонимы: гребло, гребь.
Пословицы: Тесло да весло, а то ремесло. Сеть да весло, тож ремесло. Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло. У рыбака весло одно ремесло (рукомесло), да и то сломано! И то ремесло, кто умеет сделать весло. Моря веслом не расплещешь (или не раскропить).
Хорошее гребное весло, пишет В.И. Даль, состоит из nepа, лопасти, валька (детки) и рукоятки (пальца, хватки); коротенькое весло, не вкладываемое в уключину, называется гребком; большое весло, на барке, служащее и рулём: потес, бабайка, слопец, лопастина, навес, гребок, стерно. На вёслах плывут или идут.
Гребные вёсла используются с раннего неолитического периода.
Каноэобразные керамические и шесть деревянных вёсел, датируемые 6000 г. днэ., обнаружены в культуре Хэмуду, при археологических раскопках в китайской провинция Чжэцзян. В 1999 г. весло размером 63,4 см в длину, датируемое 4000 г. днэ., обнаружено в префектуре Исикава (Япония). Самое раннее изображения весла, на древнеегипетской вазе, датируется третьим тысячелетием днэ.
Известно, что на античных судах гребцы могли располагаться на двух-трёх уровнях по высоте, но длина вёсел всё равно оставалась одинаковой для обезпечения координации гребли, что заставляло смещать ряды гребцов относительно диаметральной плоскости, чтобы обезпечить работу вёсел в разных плоскостях без пересечения траектории. Средневековые кораблестроители пошли по другому пути — вёсла располагались на одному уровне, но на каждое весло могли сажать до шести гребцов, что вынуждало применять огромные вёсла длиной до 12 м.
По сути весло – это закреплённый в уключине рычаг, для которого точкой опоры является вода.
Вёсла бывают вальковые, парные и двухлопатковые.
По предназначению для разных видов гребли вёсла делятся на: уключинные (англ. oar); вальковые, при которых на каждой банке (скамейке) сидит по два гребца и распашные, когда на банке сидит один гребец и гребёт одним веслом (распашные вёсла всегда с круглыми вальками). Бывают вёсла парные, когда на банке сидит один гребец и гребёт двумя вёслами. Также вёсла бывают безуключинные (англ. paddle), двулопастные весло гребли на байдарках (каяках).
Весло-гребок — короткое весло (по большей части с круглой лопастью), которое употребляется в узких каналах и при гребле на каноэ. Также можно встретить весло с крюком на конце, используемые как багор.
Весло уключинного типа имеет следующее строение:
Ручка весла – оконечность валька; то место, за которое гребец держится руками.
Валёк – часть весла от уключины до ручки, как правило шестигранной, четырёхгранной или круглой формы.
Валёк изготавливается несколько легче, чем вся остальная часть весла, этот перевес называется водовесость. В случае, если водовесость велика, т.е. забортная часть весла очень тяжела, валёк уравновешивают свинцом.
Веретено — часть весла от лопасти до валька, всегда круглая, в виде шеста. Место, где веретено переходит в валёк, может укрепляться кожаной или полимерной манжетой для того, чтобы вёсла не перетирались об уключины.
Лопасть — широкая оконечность весла, всегда широкая и относительно плоская.
Лопасть опускается при гребле (при правильной гребле — 3/4 лопасти) в воду и служит точкой опоры для весла. Тонкий конец лопасти весла может быть окован металлической полосой (оковка) для прочности.
Во время гребли средняя часть весла вставляется в отверстие — кочет, где фиксируется и создаёт упор.
Кочет – отверстие, в которое вставляется весельный штырь, располагаемый в средней части весла, который позволет зафиксировать весло и создать для него упор.
Гуж — кольцо, свитое из толстого ремня или верёвки, надеваемое в гребных судах на уключину и весло для удержания весла в уключине, либо заменяющее уключину (в последнем случае весло крепится непосредственно к борту) судна.
Потесь — прави́льное (рулевое) весло.
Синонимы: гре́бя, гребло́.
Его также часто называют «гре́бя» или «гребло́». Изготовляется из бревна длиной 20—25 м. Потесь навешивается с кормы и с носа барок и других речных судов барочного типа на стальных, а ранее деревянных, штырях. Необязательная третья потесь, прикрепляемая сбоку называется заносной.
Потесь используется для управления курсом судна путём загребания в поперечном относительно курса направлении. В XIX в. потеси как механизм управления курсом судна были вытеснены навесными рулями. В настоящее время используются на плотах при сплаве по мелким и бурным рекам.
Канойное весло – вид весла, которое состоит из лопасти, веретена (трубки) и Т-образной ручки в верхней части весла.
Гребля таким веслом осуществляется попеременно с разных сторон. При должной подготовке возможна гребля с одной и другой стороны не перехватывая весла.
Канойные весла могут быть изготовлены из различных материалов: пластика, алюминия или дерева. Весло может быть прямым и изогнутым в поперечном направлении.
Байдарочное весло – вид весла с двумя лопастями по одной на обоих концах, для гребли на байдарке.
Лопасти вёсел для бурной воды обычно бывают изогнуты по длине, чтобы лучше захватывать воду.
Кривизна лопасти в поперечном направлении, так называемая ложка, усиливает прямой гребок. Хорошее весло для бурной воды должно иметь: прочные лопасти, способные выдерживать многочисленные удары о камни; прочное веретено, выдерживающее вес гребца и овальный профиль в месте хвата руки. И при этом не иметь острых краев и углов лопастей, которые могли бы цепляться за камни.
Вёсла для морских и озерных каяков для гребли по спокойной воде бывают различных моделей. Изготавливаются из пластика, алюминия, стекловолокна и углеродного волокна. Вёсла в большинстве случаев состоят из нескольких составных частей для более удобного хранения и транспортировки. Разборное весло позволяет также регулировать хват и угол разворота, делая их более универсальными. Дешёвые модели вёсел имеют больший вес и более простые формы лопастей, снижающие эффективность гребли.
Весла также можно разделить по количеству составных частей. Существует три типа разборных байдарочных весел: двухсоставные, трёхсоставные и четырёхсоставные.
Основным и главным преимуществом разборных вёсел является их компактность при транспортировке. Разборное весло хороший вариант для запасного весла (его можно разобрать и упаковать в лодку или рюкзак).
Ложка весла – кривизна весельной лопасти в поперечном направлении, которая позволяет загрести более значительный объём воды и выполнить более сильный гребок.
Парное весло (англ. scull) — шест, на концах которого находятся лопасти для гребли.
Сесть на вёсла (англ. start rowing) — начать грести вёслами.
Идти на вёслах (англ. row) — перемещаться на лодке с помощью вёсел.
Сушить вёсла (англ. rest on one's oars) — перестать грести; отдыхать.
Суши вёсла! (англ. lay on the oars!, easy all!) — команда: отдыхать!
Вёсельный — относящийся к веслу. Например, вёсельная лодка.
Весельный – свойственный веслу. Например, весельная лопасть.
Суши вёсла! – понятие «сушить вёсла» означает вынуть вёсла из воды, т.е. прекратить грести.
Ныне это образное выражение означает отбой, перерыв в работе или передых, когда можно расслабиться и отдохнуть.
Весельчатый – нечто наподобие весла; имеющий вид и форму весла. Например, у лысухи весельчатые лапки.
Весленик – гребец; тот, кто сидит на вёслах.
Ве́сельница – женщина, сидящая на вёслах.
Синоним: весельщица.