«МОЛОТ ВЕДЬМ»
«Молот ведьм» – известный демонологический трактат, написанный по поручению папы Иннокентия VIII двумя немецкими друзьями-инквизиторами Генрихом Инститорисом (Крамером) и Якобом Шпренгером и изданный в 1487 г. Полное латинское название книги – «Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens», переводится как «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу».
Порождён сей труд в городе Шпайер и по большей части представляет собой теологическое и юридическое обоснование необходимости в охоте на ведьм.
Среди множества злодеяний, которые творят ведьмы, особо подробно разбирались методы, с помощью которых ведьмы лишают мужчин полового члена. Понятно, что это симпатий к подозреваемым в ведовству со стороны мужского населения не прибавляло.
Рассматривать методы пыток в связи с их непомерной жестокостью не имеет смысла. Что же касается способов распознавания связи с дьяволом, то их монахи-бенедектинцы, один из которых являлся ещё и деканом Кельнского университета, придумали великое множество. Понятно, что среди явных признаков есть «умение привлекать к себе труднопреодолимые плотские чувства». На теле подвергавшихся испытанию женщин искали особые пятна — «дьявольские». Их бросали в воду со связанными руками — если не тонули, значит, им помогают демоны.
Между строк трактата просвечивает женоненавистничество его авторов. Например, они утверждают, что «свойства женщин — это плакать, ткать и обманывать».
В качестве основных примет ведьм трактат называл: красивую внешность; особые приметы, например, необычный цвет глаз или косоглазие, расположение родинок на лице, напоминающее рисунок, какой-нибудь физический изъян; яркий цвет волос — рыжий или слишком чёрный и даже наличие кошки в доме. Поскольку считалось, что нечистый дарит ведьме животных – помощников и чаще всего это кошки.
Сама книга разделена на три части.
Первая часть посвящена изложению точки зрения Церкви на колдовство и целиком состоит из рассуждений и теоретических доказательств существования бесов, их влияния на мир, особенностях полового акта с суккубами и инкубами и т.д. Проводилось деление ведьм на три вида.
Вторая часть продолжает те же темы, а также добавляет к ним описания способов ведьминского вредительства и устранения или излечения колдовства. Очень много внимания уделяется сексуальным делам ведьм. Становится понятно, что больше всего волновало друзей-инквизиторов, когда они работали над этим трактатом.
Третья часть полностью посвящена юридической стороне вопроса охоты на ведьм, приводятся правила судебных процессов, способы вынесения приговоров, пыток, допросов, доказательства виновности в колдовстве и многое другое.
В период Возрождения книга стала распространяться королевскими дворами, что способствовало более жестокому преследованию колдовства в XVI-XVII вв.
В эпоху Просвещения вера в способность ведьм причинять вред начала угасать на Западе. Для христиан эпохи Постпросвещения неверие основывалось на вере в рационализм и эмпиризм.
См. Ведьмы