ОХОТА НА ВЕДЬМ
Охота на ведьм (англ. witch-hunt) – 1) практика средневекового религиозного фанатизма и преследования обвиняемых в колдовстве женщин (часто по ложным доносам). 2) преследование оппозиционных деятелей в США с середины ХХв., которые придерживались левых взглядов.
Уголовное преследование ведьм и колдунов особого размаха достигло в Западной Европе конца XV – середины XVII вв.
Первое сожжение ведьм состоялось в Тулузе в 1275 г. Оклеветать неугодного человека мог любой. Не щадили ни богатых, ни бедных, ни красивых, ни уродливых, ни умных, ни бездарей. Разумеется, расправы над ведьмами осуществлялись при строгом соблюдении законности, как её понимали в те времена. На основании папских булл, которые весьма расплывчато определяли технологию дознания, судопроизводства и исполнения наказаний, были внесены новые статьи в светское уголовное законодательство. С тех пор искоренением ведовства занимались параллельно и инквизиция, и светские суды. Справедливости ради следует сказать, что наказания были различными — не только казнь на костре или обезглавливание, но и тюремное заключение. Более того, около четверти процессов завершались оправдательными приговорами.
Громадный вклад в систематизацию «Большой охоты» внёс трактат «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», составленный в 1487 г. монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом (Крамером) по поручению папы Иннокентия VIII. Это был всеобъемлющий труд, в котором подробно рассматривались свойства демонов, досконально разбирались признаки, по которым можно распознать ведьму, приводились в подробностях методы допросов и сопутствующих им пыток.
Один из самых громких процессов состоялся в 1324 г. в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трёх своих мужей и собиралась проделать то же с четвёртым.
Маховик ведовской истерии раскручивался постепенно. Вначале население, относившееся к демонстрации некоторыми особями всяческих чудес вполне терпимо, воспринимало сожжение своих землячек, а то и соседок без большого восторга. Но постепенно запах крови спровоцировал массовую ведовскую истерию. И большая кровь полилась в середине XVI века и стала спадать лишь 200 лет спустя. «Большая охота» стала возможной лишь благодаря всецелой поддержке антиведьминских процессов всеми слоями населения.
В разгар «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Дело стало доходить до тотальных чисток. Появились «профессиональные охотники», которые тем не менее не обладали никакими полномочиями. Самый известный из них — англичанин Мэтью Хопкинс. В 1645 г. он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. И стал этаким наёмником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. Затем начал гастролировать в других графствах. Очень скоро слава Хопкинса выросла до общенациональных масштабов, и его стали приглашать для очищения от скверны в деревни и небольшие городки. Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола. Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин. Несмотря на то, что никем не санкционированная деятельность Хопкинса вызывала у католического духовенства раздражение, его не трогали, а лишь осторожно критиковали. Поскольку не имели желания открыто выступать против «народного героя». Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.
Социологи отмечают ещё одну причину переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретические суды воспринимались как суды политические, как расправа с инакомыслящими. И это провоцировало вспышки антиинквизиционных бунтов, весьма мощных и кровопролитных. С ведьмами же задача истребления инакомыслия становилась проще — в женщин якобы вселился дьявол, который гадит всем, кто с ними соприкасается. Все совершенно очевидно. И дьявола необходимо сжечь на костре. Даже если он укоренился в ребёнке. Описывают случаи, когда казнили даже двухлетних детей!
Создается впечатление, что инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 г. в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожжено 133 женщины.
Когда в XVII в. «охота на ведьм» в Германии достигла своего апогея, в Бонне, к примеру, сжигали девочек 3-4-х лет и мальчиков 9–14-ти лет. В 1659 г. в Бамберге сожгли 22 девочки в возрасте от 7 до 10-ти лет. Во время казни одни из них, лишившись рассудка, проклинали горевших рядом матерей за то, что те научили их колдовскому ремеслу. Другие же из последних сил твердили о своей невиновности. Но треск поленьев и улюлюканье толпы заглушали мольбы и крики несчастных.
В католических странах дела о колдовстве рассматривались церковным судом — инквизицией. Также были распространены случаи самосуда над подозреваемыми.
Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 г. папой Иннокентием III для борьбы с ересями. И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.
Однако в начале XIV в. инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».
В протестантских странах ведьм преследовал светский суд.
При рассмотрении дела особое внимание уделяли поиску примет, по которым можно было распознать ведьм и колдунов. Одной из них было испытание водой, во время которого палач крепко связывал жертву верёвкой и затем сталкивал её в воду. Если она всплывала, то обвиняемого считали колдуном. Ещё одной приметой были «ведьмины отметины» — родинки и пигментные пятна, которые палач прокалывал иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или из раны не текла кровь, считалось, что пятно является меткой дьявола. Средневековых ведьм также выявляли по ряду других признаков — от рыжих волос и глаз разного цвета до того, что они хранили в доме и имели ли домашних животных.
Самым тяжёлым приговором инквизиции являлось отлучение от Церкви, которое приравнивалось к государственной измене и за которое полагалась смертная казнь. Поэтому в большинстве случаев колдунам грозило сожжение на костре. Выйти из застенков инквизиции удавалось немногим. Суд мог освободить от наказания сильно измождённых людей, которые попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных и в скором времени умирали сами. Также оправдать могли по причине недостатка веских доказательств. Получив такой приговор, люди давали клятву не принимать в доме гостей, не посещать публичные места и праздники, многим вообще запрещалось покидать дом или выходить за двор. Мягким приговором суда считалось изгнание из родных мест.
Охота на ведьм в Европе практиковалась более 300 лет.
Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии. Средневековая охота на ведьм стоила жизни десяткам тысяч европейских женщин. Самые скромные цифры – от 100 000 женщин до чудовищного размаха более одного миллиона жертв. Среди казненных были и мужчины — пособники ведьм и колдуны. Но это лишь единичные случаи.
В середине XVIII в. преследование ведьм церковью прекратилось. Однако маховик мгновенно остановить было невозможно. На смену судебным процессам на некоторое время пришли стихийные внесудебные расправы над женщинами, виновность которых определяла взбешённая толпа. Тут дело обходилось и без выбивания признаний и без зачитывания приговора.
А вот Россию охота на ведьм обошла стороной. Умные люди дают тому массу объяснений — и ментальных, и политических, и даже теологических. На самом деле православные батюшки жили в радости со своими половинками, в поповских семьях попадьи рожали и воспитывал деток, а православие и ни в коем разе не считало женщину сосудом греха.
Отмена процессов против ведьм в Европе произошла лишь в ХVIII в. Последняя казнь состоялась в 1782 г. в протестантской части Швейцарии, в городе Гларус. Последней жертвой стала «ведьма» Анна Гельди.
В период между 1602 и 1652 годом в Ньюпорте (Бельгия) заживо сожгли 15 ведьм и двух колдунов. Теперь в память о них – безвинных жертвах средневекового мракобесия – в городской мэрии установлена стелла, на которой перечислены имена всех казненных, в том числе - и самых известных в те времена ведьм: 57-летней Жанны Панне (Jeanne Panne), 78-летней Жаклин Пейт (Jacqueline Puyt) и ее матери Франсины Блокс (Francyne Blocks), отправленной на костер четвертью века ранее. «От имени коммунального совета и населения Ньюпорта мы просим у всех у них прощения», – заявил в ходе траурной церемонии бургомистр Ролан Краббе (Roland Crabbe).
Примеру бельгийского Ньюпорта последовали и в немецком Кельне. Там 28 июня текущего года муниципалитет по инициативе лютеранского пастора Хартмута Хегелера (Hartmut Hegeler) реабилитировал 34 ведьмы и 4-х колдунов, преданных костру или виселице в 1627 году. В их числе была и городская почтмейстерша, 57-летняя Катарина Хенот (Katharina Henot). Выдержав все пытки, она категорически отрицала какую бы то ни было свою связь с нечистой силой. И, однако же, высокий суд, в нарушение всех законов, запрещавших казнить лиц, под трехкратными пытками не сознавшихся в колдовстве, приговорил ее к повешению. Как считают современные историки, столь жестокий вердикт судьи вынесли, поддавшись давлению имперского наследного генерал-почтмейстера из семьи Таксис (von Taxis), устранившего таким способом успешную конкурентку.
А вот в нижнесаксонском Госларе исправлять ошибки былого не торопятся, хотя в Средние века в этом славном городе аутодафе были преданы 28 ведьм и ведьмаков. В XVI-XVII вв. обосновавшиеся здесь иезуиты посчитали город рассадником нечистой силы. И с 1530 по 1657 гг. с перерывом на Тридцатилетнюю войну святые отцы провели 28 процессов над ведьмами, завершившихся кострами для подсудимых. Остаётся только удивляться столь местечковому мышлению здешних инквизиторов: ведь общеизвестно, что все ведьмы Западной Европы в Вальпургиеву ночь, т.е. в ночь на 1 мая, ежегодно слетаются на гору Брокен, что в соседней Тюрингии, где их можно было всех отловить одним махом.
В конце 1940-х – начале 1950-х годов холодная война привела к тому, что в США начались репрессии против инакомыслящих людей, получившие название «охота на ведьм».
В ходе «охоты на ведьм» разоблачались тайные коммунисты и «агенты СССР». Против левых и либеральных деятелей организованы преследования. Среди американцев, которые подверглись преследованиям, были режиссёры, актёры и другие представители культурной элиты. Период такой политической реакции получил в США название эпохи маккартизма.
Политическая паранойя принимала крайне уродливые формы — от ведения «чёрных списков» и увольнений с работы до прямых судебных репрессий, которыми занималась сенатская подкомиссия «по расследованию антиамериканской деятельности» во главе сенатором Джозефом Рэймондом Маккарти.
Особо жестоким преследованиям подвергалась Коммунистическая партия США. Впоследствии американские правящие круги формально отвергли маккартизм, однако «охота на ведьм» в завуалированных формах продолжает иметь место в политической практике.
См. Ведьмы