Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕЛИКИЙ КОРМЧИЙ

Великий кормчий — 1) капитан корабля, который перевозит людей через море «жизней и смертей» (т.е. безконечных перерождений) на берег нирваны и тем самым освобождает живые существа от жизней и смертей и соответственно страданий с ними связанных. 2) в коммунистическом Китае почётный титул руководителя страны. См. Мао Цзэдун.

Синоним: дайсэнси (яп.)

У термина «кормчий» есть как прямое, так и переносное значения. Если в первом это специалист в морском деле, понимающий, как правильно управлять судном на местности в разных условиях, поэтому стоящий на корме корабля около руля и управляющий курсом. Во втором, переносном, значении «кормчий» — руководитель либо страны, либо партии или какой-то очень крупной организации, например корпорации, обладающий большим объёмом информации, а значит лучше знающий, что необходимо делать в непростые времена (по аналогии с управлением кораблём во время шторма или во время следования мима рифов).

Впервые выражение «Великий Кормчий» встречается в христианской литературе. Так архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347 — 407 гг. нэ) в своём трактате «Беседы на книгу Бытия» писал, что как кормчий в опасные моменты прикладывает много усилий и умений, чтобы обезопасить корабль, так и Великий Кормчий Иисус Христос ведёт Свой Корабль — Церковь по пути к вечной жизни. Позже это словосочетание употреблялось в различных богословских произведениях. И не только богословских, встречается оно даже в «Катренах» знаменитого Нострадамуса. Так, в катрене VI, 75 упоминается некий «Великий кормчий», в котором комментаторы видят адмирала Колиньи (1522 — 1572 гг.), одного из вождей гугенотов во время Религиозных войн во Франции.

Впервые по отношению к лидеру государства этот термин использовали советские журналисты. В газете «Правда» 24 сентября 1934 г. вышла передовица, речь в которой шла о геройском переходе ледореза «Федор Литке» по Северному морскому пути из Владивостока в Мурманск. И была в этой статье следующая фраза: «Победа одержана, трудности преодолены благодаря сплочённому коллективу, указаниям великого кормчего ленинской партии товарища Сталина и решений XVII партсъезда». Как сам руководитель Советского Союза отнёсся к своему новому титулу, в мемуарах соратников не говорится. Но сам «титул» подхватили и стали широко эксплуатировать, причём не только журналисты, но и художники-иллюстраторы. Сталина стали изображать стоящим на корме корабля и крепко держащим двумя руками штурвал. В передовице номера газеты «Правда», вышедшем 1 января 1937 г., словосочетание «великий кормчий» уже вынесено в заголовок, который весьма красноречив и однозначен – «Нас ведёт великий кормчий». И смысл статьи сводится к одной мысли: Советский Союз движется вперёд к светлому будущему, как хорошо оснащённый и вооружённый корабль, которому не страшны штормы, потому что управляет им гениальный кормчий товарищ Сталин.

В конце 1940-х гг. в Китае стал формироваться культ личности Мао Цзэдуна, для которого Иосиф Сталин был, в какой-то мере, образцом для подражания. Поэтому китайские пропагандисты поспешили перенять у своих советских собратьев принципы «отитулования» вождя. И первый титул, которым они «наградили» Мао Цзэдуна стал «Великий кормчий». Позже это словосочетание стало синонимом к имени Мао, в речах, публикациях, книгах, могли уже просто не называть имени руководителя Китая, достаточно было просто сказать и написать «наш великий кормчий». И если поначалу «великим кормчим» в Китае ещё можно было назвать ещё кого-то из видных иностранных политических деятелей, например Ленина, то после смерти Сталина он обозначал исключительно Мао Цзедуна.

После смерти Мао до недавнего времени об этом неофициальном титуле китайских руководителей практически забыли, упоминая его, только когда речь шла о периоде правления Мао. Вспомнили, в период правления Дэн Сяопина, который принял Китай после фактического отстранения от власти Хуа Гофэна, преемника Мао Цзедуна, разгромившего, в свою очередь, ближайших сподвижников Мао — «банду четырёх». Дэн Сяопин действительно внёс огромный вклад в реформирование экономики Китая и в возрождение страны. Именно с него начались первые шаги КНР к ведущим позициям в рейтинге лидеров в мировой экономике. Но он был категорически против культа личности своего имени, поэтому кормчим (титул, конечно же, неофициальный, но безмерно значимый) так и не стал.

Зато им стал нынешний лидер КНР – Си Цзиньпин.

11 ноября 2021 г. на VI пленуме ЦК КПК XIX созыва «Коммунистическая партия Китая определила роль товарища Си Цзиньпина в качестве ядра ЦК КПК и всей партии, утвердила руководящее положение идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи». «Данное утверждение отражает общие чаяния партии, армии и всего многонационального народа страны, имеет решающее значение для развития дела партии и государства в новую эпоху, для продвижения исторического процесса великого возрождения китайской нации. <...> Благодаря твёрдой поддержке и защите роли генерального секретаря Си Цзиньпина в качестве ядра ЦК КПК и всей партии, у КПК есть лицо, принимающее решения, у народа есть надёжная опора, а у гигантского корабля «китайского возрождения» есть кормчий» (цитаты из «Женьминь Жибао», номер за 11.11.2021). Таким образом, теперь председатель Коммунистической партии Китая и глава Китайской Народной Республики Си Цзиньпин носит неофициальный титул «Великого Кормчего китайского Возрождения».

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть