Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БУНДЕСРАТ

Бундесрат (нем. Bundesrat) — 1) один из пяти постоянно действующих конституционных органов Федеративной Республики Германии, орган представительства земель. 2) верхняя палата парламента в Германии в 1871–1918 гг.,1867 -1919 гг.

Бундесрат Федеральной Республики Германии основан 23 мая 1949 г.

Его историческим предшественником была Федеральная конвенция (Конфедеративная диета) Германской Конфедерации (1815–1848 гг., 1850 –1866 гг.). Федеральный съезд состоял из представителей стран-участниц. Первый основной закон (Bundesakte) Германской Конфедерации перечислял, сколько голосов имеет государство-член за два разных состава диеты. Диета была единственным органом, никакого разделения властей не было. Сейм возглавлял представитель Австрии. Германская федерация, в которой пять шестых населения были прусскими гражданами, получила название «Союз неравных» или — более иронично — «союз собаки и блох на её спине». Распределение голосов в Бундесрате между отдельными государствами союза было произведено не по количеству их жителей, а по площади их территорий и ориентировалось на представительство в пленуме бывшего Германского союза (ст. 6 конституции). При этом от Пруссии, площадь и население которой составляли более 80% от союзных, в нём было лишь 17 представителей от общего числа в 43 человека, то есть менее 40%. Бисмарк признавался, что распределение согласно населению привело бы к тому, что у остальных союзных государств не было бы интереса в подобном органе. Но хотя в союзном совете Пруссия и не обладала большинством голосов, а с присоединением южногерманских государств её доля стала ещё меньше, в реальности же ни по одному важному вопросу её позиция не была заблокирована другими членами Бундесрата. В 1848 г. в результате произошедших в стране революционных волнений Федеральная конвенция передала свои полномочия имперскому регенту и возобновил свою деятельность только в 1850/1851 годах. В 1863 г. был предложен закон о реформе, согласно которому термин Бундесрат в качестве названия органа представителей земель снова вводился в употребление. Но с роспуском Конфедерации в августе 1866 г. сейм, а вместе с ним и действие федерального закона, прекратили своё существование.

В июле июля 1867 года Северо-Германская Конфедерация была образована как конфедеративное государство. Рейхстаг, избранный северогерманцами, был единым законодательным органом. А вот другой законодательный, созданный по образцу старой диеты, получил название Бундесрат. Когда Конфедерация была преобразована и переименована в Deutsches Reich (Германская империя) в 1871 г., Бундесрат сохранил свое название.

Во время революции 1918 года революционный орган (Rat der Volksbeauftragten) ограничил власть Бундесрата его административными функциями. Комитет штатов (Staatenausschuss) сопровождал реформу Германии, но не играл официальной роли в принятии новой конституции. Согласно этой Веймарской конституции от 1 августа 1919 года она была заменена Рейхсратом (1919–1934 гг.). В результате выборов 1932 года НСДАП и НННП получили 33,09% и 8,34% соответственно, что позволило им сформировать коалиционное правое правительство под руководством Гитлера. В марте 1933 года рейхспрезидентом был подписан декрет «О защите немецкого народа», дающий правительству право вводить новые законы без участия Рейхстага. После принятия декрета сессии рейхстага проводились редко и предназначались только для одобрения решений правительства. Последнее собрание Рейхстага произошло 26 апреля 1942 года.

С 1894 по 1949 гг. Бундесрат заседал в том же здании, что и Рейхстаг, сегодня известном как Reichstagsgebäude. После 1949 г. Бундесрат собирался в Bundeshaus в Бонне вместе с Бундестагом, по крайней мере, большую часть времени. Флигель Бундесхауса, специально построенный для Бундесрата.

Сразу после воссоединения двух Германий Бундесрат продолжал заседать в Бонне, пока в 2000 году не переехал в Берлин, как и Бундестаг годом ранее. Берлинская резиденция Бундесрата - это бывшее здание прусской палаты лордов. Крыло Бундесрата в Бонне до сих пор используется в качестве второй резиденции.

 В наши дни Бундесрат является конституционным органом Германии, которая в свою очередь является одной из стран, входящих в Европейский союз. Посредством Бундесрата, согласно 50 статьи Основного закона ФРГ, земли (точнее земельные правительства) принимают участие в законодательном процессе федерации и делах Европейского союза. Бундесрат ФРГ является органом непрерывного действия без легислатурного периода, чей партийный состав может измениться после выборов в любом ландтаге. Напротив, Бундестаг Германии переизбирается каждые четыре года. Председатель Бундесрата назначается ежегодно по принципу ротации от представителя земли с наибольшим числом жителей к представителю самой маленькой по численности населения земли.

Бундесрат состоит из представителей исполнительной власти земель, сам при этом являясь органом законодательной власти. Такая система получила в Германии название — «исполнительный федерализм» (нем. Exekutivföderalismus).

Сегодня Бундесрат законодательный орган, представляющий 16 федеративных земель Германии на федеральный уровень (нем. Bundesebene). В зависимости от численности населения у земель есть разное количество мест в Бундесрате: Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания – 3;Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия – 4;Гессен – 5;Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия – 6.

Бундесрат Германии не является «второй палатой» парламента, это самостоятельный государственный орган, который обеспечивает участие земель в законодательном процессе федерации в рамках компетенции земель. Соответственно не все законы должны получить одобрение Бундесрата для вступления в законную силу. Существует два различных типа законов: те, что должны быть одобрены Бундесратом для вступления в законную силу и те, которые не нуждаются в одобрении Бундесрата.

Основные случаи, когда одобрение Бундесрата необходимо:

Федеральный закон изменяет компетенцию земельных органов власти.

Федеральный закон вводит выплаты, которые, по меньшей мере, на четверть финансируются за счёт средств земель.

Федеральный закон содержит нормы о повышении налогов или изменении распределения средств, получаемых от налогов.

Закон, вносящий поправки в конституцию Германии или передающий часть суверенных прав государства Европейскому союзу, требует одобрения квалифицированным большинством в две трети членов Бундесрата.

Бундесрат является, наряду с Бундестагом и федеральным правительством, одним из трёх конституционных органов, обладающих правом законодательной инициативы. В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществлении исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Чаще всего законопроекты в парламент вносит правительство. Бундесрат вправе опротестовывать обыкновенные законы, принятые Бундестагом, что влечёт повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет. При определённых условиях Бундесрат может стать единственным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию Федерального правительства президент ФРГ может объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если Бундестаг отклоняет правительственный законопроект, хотя канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а последний, не будучи распущенным, отклоняет законопроект, признанный Федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно согласия только Бундесрата. Состояние законодательной необходимости применяется не только к законопроекту, послужившему поводом для его объявления, но и к другим законопроектам в течение последующих шести месяцев.

Членами Бундесрата обычно назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные министры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.

Бундесрат не имеет определённого срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по частям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блокируются между собой при голосованиях. Голоса земли могут подаваться только согласованно.

Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоянные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновников земли.

По вопросам, относящимся к ведению Европейского союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейской палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласованно.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть