БУНДЕСТАГ
Бундестаг (нем. Bundestag) — нижняя палата парламента в Федеративной Республики Германии.
Учреждён в соответствии с Основным законом Федеративной Республики Германия (Grundgesetz) в 1949 году как один из законодательных органов Германии и, таким образом, является историческим преемником более раннего Рейхстага.
В настоящий момент является высшим законодательным органом страны и избирается народом на четыре года. Бундестаг выполняет несколько функций. Это главный законодательный орган федерального уровня. Отдельные земли (Bundesländer) Германии участвуют в законодательном процессе через Бундесрат, отдельное собрание. Бундестаг также избирает канцлера, главу правительства Германии, и осуществляет надзор за его деятельностью, а также устанавливает государственный бюджет. Минимальное юридическое число членов Бундестага (Mitglieder des Bundestages) составляет 598 человек, однако из-за системы нависания и выравнивания мест нынешний 20-й состав насчитывает в общей сложности 736 членов, что делает его крупнейшим Бундестагом на сегодняшний день и крупнейшей свободно избираемой национальной парламентской палатой в мире.
Депутатами Бундестага принимаются законы, проводятся выборы федерального канцлера и осуществляется контроль над правительством. Основные вопросы внутренней и внешней политики обсуждаются на пленарном заседании Бундестага, на котором от имени народа обсуждаются, в том числе, и актуальные социальные вопросы. Для того, чтобы иметь возможность оказывать политическое влияние, отдельные члены парламента от партии объединяются в парламентские группы, где обсуждают политическую ориентацию и поведение при голосовании.
Помимо этого, Бундестаг может принимать новые законы или вносить поправки в существующие. Это включает, например, бюджет, который определяет, сколько денег имеется в распоряжении федерального правительства.
Бундестаг избирается единовременно на четыре года путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Половина депутатов избирается от одномандатных округов по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина по земельным партийным спискам с использованием 5% заградительного барьера. В ФРГ, как и во всех других представительных (репрезентативных) демократиях, действует принцип свободного мандата. Депутаты выступают как представители всего народа. Поэтому они не связаны наказами и указаниями своих избирателей и своей партии и подчиняются только своей совести. Свободный мандат не означает, что депутаты могут голосовать как угодно, не принимая во внимание своих избирателей, свою партию или фракцию. Но он защищает от потери мандата при конфликте со своей фракцией.
Депутаты одной партии в парламенте образуют фракцию. Для создания фракции необходимо минимальное число депутатов. В Бундестаге это пять процентов = 34 депутата. Если у депутатов одной фракции нет этого фракционного минимума, они могут объединиться в группу. Статус группы даёт право на внесение предложений, гарантирует время выступлений в соответствии с численностью группы, уравнивает председателя группы в правах с председателями фракций и обеспечивает финансовые, технические и кадровые средства, необходимые для парламентской деятельности.
Фракции организуют и управляют работой в парламенте. Они занимают места в парламенте, совете старейшин и комитетах в соответствии с численностью. Только фракции или такое количество депутатов, которое соответствует минимальной численности фракции, могут вносить предложения, например, проекты законов, большие и малые запросы. Такое положение препятствует тому, что отдельные депутаты с множеством предложений или запросов парализуют работу парламента. Каждый депутат всё же имеет право задавать без ограничений устные вопросы.
Фракции организованы строго. Во главе стоит фракционный председатель, к правлению относятся его заместители и парламентские директора. Фракционные председатели – это самые влиятельные депутаты, они согласовывают политические решения фракций и правительства с правящими партиями, председатель самой крупной оппозиционной фракции является в бундестаге соперником бундесканцлера и часто кандидатом на должность канцлера от оппозиции.
Парламентские директора обеспечивают бесперебойную работу парламента, например, они определяют выступающих на пленуме. Обилие политических сфер требует разделения труда во фракции. Отдельный депутат специализируется на определённой предметной области. В рабочих группах эти эксперты обсуждают законопроекты и другие предложения и готовят решения. Фракция, как правило, следует рекомендациям своих экспертов.
Численность фракций и групп определяет количественный состав комитетов. Президент бундестага выбирается по старому конституционному обычаю из рядов самой многочисленной фракции.
Для Бундестага в целом, как и для фракций, важен принцип разделения труда. Собственно парламентская работа осуществляется в комитетах. Комитеты соответствуют рабочим группам фракции. Члены рабочих групп часто одновременно являются представителями своих фракций в соответствующих комитетах. В комитетах обсуждаются и формулируются законопроекты и другие инициативы, чтобы потом представить их пленуму для принятия решения.
В комитетах также основной задачей является парламентский контроль деятельности правительства. Свои комитеты Бундестаг создал с опорой на отраслевое деление правительства. Это касается всех комитетов от комитета иностранных дел и социального комитета до бюджетного комитета, который имеет особое значение, так как определяет бюджетный суверенитет парламента. В Петиционный комитет может обратиться любой гражданин с просьбой или жалобой. Комитеты, как правило, не заседают публично. Поэтому там можно вести дебаты непринужденнее и объективнее, чем на публичных заседаниях пленума.
Пленум Бундестага – это форум крупных парламентских противостояний, прежде всего, когда там обсуждаются решающие вопросы внешней и внутренней политики. На заседаниях парламентских комитетов, чаще непубличных, проводится решающая предварительная работа для каждого закона, там нужно привести политические волеизъявления в соответствие со специальными знаниями соответствующих экспертов. Только пленум Бундестага может принимать юридически эффективные решения. Бундестаг правомочен, если присутствует минимум половина членов. Но многие решения принимаются, если присутствует гораздо меньше депутатов.
Федеральный президент (Bundespräsident) имеет право распустить Бундестаг в двух случаях:
Если сразу после созыва, а также в случае смерти или отставки канцлера Федеративной Республики Германия, Бундестаг не может избрать нового канцлера абсолютным большинством голосов (статья 63, пункт 4, Основного закона ФРГ).
По предложению канцлера, если Бундестаг принимает отрицательное решение по вопросу о доверии, поставленному этим канцлером на голосование (статья 68, пункт 1). Такая ситуация уже возникала в 1972 г., при канцлере Вилли Брандте и президенте Густаве Хайнеманне, а также в 1982-м, когда канцлером был Гельмут Коль, а президентом Карл Карстенс. В обоих случаях в результате голосования канцлеру было отказано в доверии, после чего должны были состояться новые выборы. 16 февраля 1983 года Конституционный суд отменил решение об отказе в доверии.
После воссоединения Германии Бундестаг переехал в здание Рейхстага, построенное в конце XIX века и реконструированное архитектором Норманом Фостером. С 1949 по 1999 год заседания проходили в Бундесхаузе (Бонн). Бундестаг также действует в нескольких новых правительственных зданиях в Берлине и располагает собственной полицией (Bundestagspolizei). Здания, в которых расположены принадлежащие парламенту офисы, построены рядом друг с другом по обеим сторонам реки Шпрее и по-немецки называются Paul-Löbe-Haus и Marie-Elisabeth-Lüders-Haus в честь двух видных парламентариев-демократов. Нынешним президентом Бундестага с 2021 года является Бербель Бас из СДПГ. 20-й бундестаг имеет пять вице-президентов и является самым посещаемым парламентом в мире.