АГИТАЦИЯ
Агитация (лат. agitatio — возбуждение, приведение в движение, побуждение; англ. agitation) — метод побуждающего воздействия на сознание и поведение человека, социальной группы.
В.И. Даль определяет агитацию, как «народные и сословные смуты, подговоры, наущенья и волнение, тревога». Агитация является одним из видов политической рекламы; институт агитаторов существовал в бывшем СССР.
Реклама также может рассматриваться как «агитация, т.е. процесс, в ходе которого личность призывается к совершению какого-либо действия. В рекламе — к совершению покупки. Но пропаганда и агитация — родные сёстры, и недаром они были соединены в единое и зловещее слово Агитпроп» /100, с. 24/.
Специфика агитационного воздействия в том, что утверждая новые взгляды, нормы, ценности, агитатор призывает к активному непосредственному и незамедлительному действию. Агитация — главное оружие при проведении политических кампаний (например, выборы), реализации новых экономических программ.
Агитация включает в себя целенаправленное уговаривание, убеждение, внушение, увещевание, уламывание, урезонивание, обработку, другие приёмы активного воздействия на индивидуальном или групповом уровне. Агитация строится на использовании простых и эффектных идей, лозунгов и по своей сути укладывается в формулу: «сделай — получишь».
Агитка (англ. item of propaganda) — 1) бездарное литературное или художественное произведение, содержащее примитивную агитацию. 2) листовка, преследующая узкоагитационные цели. Например, «Все на выборы!»
Агитпункт (агитация + пункт; англ. propaganda centre, agitation centre, canvassing centre, campaigning centre, election campaign office) — помещение или место, на основе которого проводится агитационная работа среди населения, как правило, в период выборов.
Агитколлектив (англ. team of propagandist, team of agitators) — агитбригада, а также коллектив агитаторов и пропагандистов, выступающий совместно с музыкантами, поэтами, другими исполнителями зрелищного и развлекательного типа.
Агитмассовый (англ. mass propaganda) — имеющий отношение к агитационной и пропагандистской работе среди различных слоёв населения («в массах», по марксистско-ленинской идеологии).
Агитпроп (англ. agitation and propaganda department; agitprop) — печальной памяти агитационно-пропагандистское подразделение, созданное большевиками.